Характеристика малого предпринимательства

2. Налогообложение субъектов малого предпринимательства

1. Характеристика малого предпринимательства

Малым предпринимательством или бизнесом признается деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки. Основным критерием, на основе которого предприятие различных организационно-правовых форм относится к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. Наряду со средней численностью персонала критериями отнесения к малому предпринимательству выступают объем оборота, прибыль, доход, величина активов, размер уставного капитала и др.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

1) в промышленности, строительстве, на транспорте – 100 человек;

2) в сельскохозяйственной, научно-технической сфере – 60 человек;

3) в оптовой торговле – 50 человек;

4) в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30 человек;

5) в остальных отраслях – 50 человек.

В случае превышения количества человек предприятие лишается льгот, указанных законодательством.

К субъектам малого предпринимательства, имеющим право на получение поддержки со стороны органов власти, относятся индивидуальные предприниматели и юридические лица, в соответствии с представленными выше критериями.

Преимущества малого предпринимательства:

1)собственники более склонны к сбережению и инвестированию;

2)всегда высокий уровень мотивации;

3)малые предприятия лучше информированы об уровне спроса на местных рынках;

4)увеличивает число рабочих мест, т.е. способствует увеличению занятости.

Недостатки малого предпринимательства:

1)более высокий уровень риска, что обуславливает невысокую степень устойчивости положения на рынке;

2)большая зависимость от крупных компаний;

3)ошибки в управлении собственным делом;

4)слабая компетентность руководителей;

5)трудности заимствования дополнительных финансовых средств и получение кредитов;

6)неуверенность и осторожность партнеров в заключении договоров.

Роль малого предпринимательства в экономике страны определяется следующими факторами:

1)Численностью малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общей численности субъектов рыночной экономики;

2)Вкладом малых предприятий в создание ВВП;

3)Вкладом субъектов малого предпринимательства в формирование регионального и федерального бюджета;

4)Ростом числа занятости трудоспособного населения, т.е. сокращением числа безработицы;

5)Лучшим удовлетворением потребностей населения;

6)Приобретением навыков дееспособными гражданами в создании собственного дела.

Малое предпринимательство решает следующие проблемы:

- формирование конкурентных цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения;

- расширение ассортимента, повышение качества товаров и услуг, повышение культуры обслуживания;

- приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;

- содействие структурной перестройке экономики (гибкость, мобильность, маневренность);

- привлечение личных средств населения для развития производства;

- создание дополнительных рабочих мест;

- более эффективное использование творческих способностей людей;

- вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения для которых работа на крупном производстве имеет определенные ограничения;

- формирование социального слоя собственников - владельцев предприятий.

Субъектами малого предпринимательства являются: полные товарищества, товарищества на вере, ЗАО, ОАО, ИП.