Элементы внутреннего рынка товаров народного потребления.

Потребление – это сфера в которой реализуется естественная цель экономической деятельности общества, стимул к развитию производства и торговли. Рациональное потребление может повышать общую эффективность экономики. Удовлетворение потребности порождает новые запросы. Производство оказывает прямое воздействие на уровень и структуру производственного спроса. Динамика потребительского спроса в свою очередь связана с уровнем доходов населения, с его занятостью в общественном хозяйстве, со степенью эффективности использования ресурсов производства.

Спрос как форма выявления потребностей во многом определяется:

- общей культурой населения;

- национальными особенностями и традициями;

- природно-климатическими условиями.

Для определения влияния доходов, цен и других факторов на спрос применяется коэффициент эластичности. Если в качестве определенного фактора понимать доход, то можно говорить об эластичности дохода.

Коэффициент эластичности спроса рассчитывается по формуле:

 

ЕД = (∆Q/Q)/(∆Q/∆Д)*(Д/Q),

где:ЕД – коэффициент эластичности спроса по доходу;

Q – спрос на товар;

∆Q – прирост спроса на товар;

Д – доход;

∆Д – прирост дохода.

 

С увеличением дохода его доля, расходуемая на товары первой необходимости уменьшается, а на менее необходимые - увеличивается.

Покупательные фонды населения, величина которых определяет спрос – это часть денежных доходов населения, которая направлена на приобретение товаров народного потребления. От этого показателя зависит размер розничного товарооборота.

Для обоснования плана розничного товарооборота по общему объему и ассортименту важно изучать динамику и структуру денежных доходов и расходов населения.

Денежные доходы населения представляют все виды денежных доходов в денежной и натуральной форме, к которым относятся:

- оплата труда рабочих и служащих ( включает в себя виды оплаты труда в денежной и натуральной форме, премии, денежные надбавки к заработной плате и средства на командировочные расходы);

- доходы от коллективных и фермерских хозяйств, оплата труда в денежной и натуральной форме постоянных работников, а также заработная плата привлеченных на сельскохозяйственные работы;

- поступление от продажи продуктов сельского хозяйства, состоящие из выручки от продажи продуктов государству, кооперативам, рынкам;

- пенсии и пособия, охватывающие все виды, полученные населением;

- стипендии учащихся в ВУЗах и в средних, специальных учебных заведениях, училищах, аспирантов;

- поступления из финансовой системы: возмещение по государственному и коммерческому страхованию, выдача населению кредитов на индивидуальное строительство жилищ, проценты по депозитам, выигрыш и погашение по займам;

- дивиденды;

- прочие поступления, учитываемые от официально неучтенной предпринимательской деятельности, продажи валюты и др.;

-деньги, полученные по переводам и аккредитивам.

Денежные расходы и сбережения включают:

- покупку товаров и оплату услуг на официально-учтенных предприятиях, рынках, у частных лиц;

- обязательные платежи и добровольные взносы: налоги и сборы, взносы на государственное и коммерческое страхование, взносы в общественные организации и фонды социальной защиты населения, возврат банковских кредитов, проценты за пользование кредитами;

- покупка жилых помещений;

- пророст депозитов и приобретение ценных бумаг, покупка валюты.

Покупательные фонды населения представляют собой часть денежных доходов населения, которая предназначена для покупки товаров в различных торговых системах, а также для оплаты услуг.

Рынок характеризуется следующими показателями: емкость, доля, конъюнктура, торговые ресурсы.

Емкость рынка – это экономическая категория которая определяется объемом реализованных товаров в течение определенного периода времени в физических или стоимостных единицах и, в конечном счете, объема возможного потребления товаров. Емкость рынка соответствует общему объему спроса на рынке, который в свою очередь характеризуется размером покупательных фондов населения.

Различают 2 вида емкости рынка:

1) Емкость национального рынка:

 

Енр = Qнп + Qи - Qэ,

где: Qнп – объем национального производства,

Qи – объем импорта,

Qэ – объем экспорта.

 

2) Емкость рынка в зоне деятельности торгового предприятия:

 

Езд = Qпф + Qмо + Qос + Qис – Qсх + ∆R - ∆Д,

где: Qпф – покупательные фонды населения,

Qмо – мелкооптовая продажа товаров предприятиям и организациям,

Qос – объем отложенного спроса,

Qис – иннорайонный спрос,

Qсх – покупка товаров у сельскохозяйственных предприятий и других систем,

∆R – превышение расходов над доходами,

∆Д – превышение доходов над расходами.

 

Доля рынка определяет место торгового предприятия на рынке товаров и услуг и является ключевым фактором в достижении доминирования позиции в отрасли. Определяется по следующей формуле:

 

Др = ТОб*100/Qc,

где: Др – доля рынка,

ТОб – объем реализованной продукции,

Qc – объем платежеспособного спроса.

 

Конъюнктура рынка характеризуется соотношением спроса, предложения и динамики цен.

Товарные ресурсы представляют собой совокупность товаров, предназначенных для потребления за определенный период времени, который служит источником покрытия личных и коллективных потребностей и частично потребностей народно-хозяйственного комплекса.

 

Тема 9: Особенности управлением малым предприятием