Управление розничным товарооборотом.
На размер розничного товарооборота влияют следующие факторы внешней среды:
- изменение численности обслуживаемого населения;
- изменение покупательных фондов населения приходящихся на 1-го человека;
- процент охвата покупательных фондов розничным товарооборотом.
Факторы внутренней среды торгового предприятия отражают:
- эффективность использования экономического потенциала предприятия;
- оборачиваемость товарных запасов;
- развитие прогрессивных методов продажи товаров.
На величину товарооборота влияют внутренние факторы, которые делятся на:
- интенсивные или качественные (производительность труда работников предприятия);
- экстенсивные или количественные (численность работников предприятия).
Цель управления розничным товарооборотом – это максимизация прибыли. Для торговой организации необходимо достичь такого объема розничного товарооборота который может обеспечить максимально возможную прибыль при условии качественного обслуживания покупателей.
Розничный товарооборот измеряется:
1)стоимостными и натуральными показателями;
2)показателями его изменения;
3)показателями объема продаж на душу населения.
Структура розничного товарооборота отражает соотношение между продовольственными и непродовольственными товарами, ассортиментный состав продаж.
Розничный товарооборот характеризуется показателями товарных запасов и поступления (закупки) товаров. Товарные запасы, находящиеся в розничной торговой сети, необходимы для обеспечения ритмичности работы торгового предприятия, широкого ассортимента товара и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей.
Один из важнейших показателей торговли – товарооборачиваемость. Под товарооборачиваемостью понимают время обращения товаров со дня их поступления до дня реализации и скорость оборота товаров. Время обращения характеризует среднюю продолжительность пребывания товара в виде товарного запаса. Скорость оборота показывает сколько раз в течение изучаемого периода произошло обновление товарных запасов. При этом необходимо отметить, что оборачиваются не сами товары, а вложенные в них средства.
Для изучения возможности увеличения и максимизации прибыли проводится анализ розничного товарооборота. Оценка достигнутых результатов является основой планирования организации розничной торговли.
Основные задачи анализа розничного товарооборота сводятся к следующему:
1)проверка выполнения планов или прогнозов товарооборота, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары, определение тенденций социально-экономического развития торгового предприятия;
2)изучение и обобщение влияния факторов на выполнение плана и динамику розничного товарооборота, комплексная оценка торговой деятельности предприятия;
3)выявление путей и возможностей роста товарооборота, повышения качества обслуживания покупателей, эффективности использования экономического потенциала;
4)разработка оптимального управленческого решения по развитию розничного товарооборота торгового предприятия.
Анализ розничного товарооборота производится в фактических и сопоставимых ценах в следующей последовательности:
1)изучается объем розничного товарооборота по сравнению с планом и в динамике;
2)исследуется структура розничного товарооборота в целом по торговому предприятию и в разрезе отдельных подразделений по ассортименту, методам продажи;
3)изучается взаимосвязь покупателей с помощью индексного метода;
4)выполняется факторный анализ;
5)выявляются резервы роста объемов товарооборота с целью улучшения обслуживания покупателей и максимизации прибыли;
6)определяются возможности учета не использующихся резервов при планировании розничного товарооборота на будущий период;
Кроме того производится анализ товарных запасов и их товарооборачиваемости, балансовая увязка показателей розничного товарооборота.
Для проведения анализа розничного товарооборота необходимо использовать следующую информацию:
1)данные о социально-экономических показателях района деятельности организации;
2)плановые показатели (план розничного товарооборота, нормативы товарных запасов, текущего хранения);
3)оперативные материалы, характеризующие состояние торговли;
4)отчетные данные статистической и бухгалтерской отчетности.
После анализа разрабатывается план розничного товарооборота, который является одним из основных разделов бизнес-плана. На основе многовариантных подходов торговые предприятия определяют экономически обоснованный объем розничного товарооборота на планируемый год. План розничного товарооборота по объему и структуре должен обеспечивать, с одной стороны - удовлетворение потребностей населения, а с другой стороны - необходимый размер прибыли.
Методика планирования товарооборота с учетом потребности прибыли.
Суть данной методики состоит в достижении объема товарооборота, обеспечивающего размер прибыли, необходимой для осуществления самофинансирования (прироста основных фондов и собственных оборотных средств). Планирование по этой методике осуществляется в 3 этапа:
1) определяется величина прибыли остающейся в распоряжении предприятия для:
- финансирования прироста основных фондов;
- финансирования собственных оборотных средств;
- создания финансовых резервов;
- погашения кредитов;
- приобретения ценных бумаг;
- уплаты налогов и других отчислений из чистой прибыли;
- поощрения и социальное развитие коллектива и др.
2)рассчитанная сумма прибыли сопоставляется с возможностями ее получения при планируемом объеме деятельности для чего определяется необходимый размер валового дохода и допустимый уровень издержек обращения;
3)рассчитываются все другие показатели хозяйственно-финансовой деятельности (объем и структура товарного обеспечения, финансовый план, потребность в кредитах, необходимая численность работников и др.)
Обоснованность плана розничного товарооборота проверяется с помощью определения критической точки продаж или порога рентабельности. При обосновании плана розничного товарооборота важно обеспечить более высокие темпы роста продажи товаров населению по сравнению с темпами роста его денежных доходов, что позволит повысить процент охвата розничным товарооборотом денежных доходов населения или покупательных фондов населения.
Существует ряд методов планирования товарооборота для торговых единиц и структурных подразделений:
- с учетом их удельного веса в общем товарообороте предприятия;
- исходя из торговой площади;
- на основе нормативов и проведения технико-экономических расчетов;
- с использованием экономико-математических моделей.
Для расчета суммы товарооборота магазина учитывают:
- его тип и ассортиментный профиль;
- место расположения;
- особенности спроса обслуживаемого населения;
- анализ его деятельности за предшествующий период;
- товарооборот, приходящийся на один квадратный метр торговой площади;
- производительность труда и прочие.
Задачей планирования товарооборота внутри года является обеспечение бесперебойной продажи населению товаров в соответствии с сезонными колебаниями спроса по периоду года (определение удельного веса каждого квартала в годовом товарообороте и доли каждого месяца в квартальном обороте).
В основе планирования товарооборота лежит балансовая формула:
ТЗн + П = ТОб + Др + ТЗк,
где:ТЗн и ТЗк – товарные запасы соответственно на начало и конец периода;
П – поступление товаров;
ТОб – товарооборот за период;
Др – расход товаров, не являющийся продажей.
2. Управление оптовым товарооборотом.
Оптовый товарооборотхарактеризует объем товарной массы, реализованной одним предприятием другим, с целью последующей перепродажи или переработки.
Виды оптового товарооборота: складской и транзитный.
Товародвижение – процесс доведения товаров от предприятия -производителя с помощью предприятий оптовой и розничной торговли до конечного потребителя.
Анализ общего объема товарооборота начинают с оценки выполнения плана и динамики в действительных и сопоставимых ценах в целом по оптовому предприятию и по отдельным складам. При этом выделяют складской и транзитный товарооборот.
Увеличение объема и удельного веса транзитного товарооборота по сравнению с планом и прошлым годом способствуют:
- ускорению товарооборачиваемости;
- снижению транзитных расходов и товарных потерь;
- быстрому доведению товаров от производителя до потребителя.
Затем анализируется оборот по складам в сравнении с выполнением плана по предприятию и розничным оборотом зоны деятельности предприятия, а также коэффициент звенности товародвижения. При анализе товарной структуры оптового товарооборота важным моментом считается исследование поставок товара.
Планирование оптового товарооборота начинают с определения плана по отдельным товарным группам. Затем на основе обобщения указанных плановых показателей производят расчет общего объема товарооборота.
Существует методика расчета планового размера оптового товарооборота как разницы между потребностью в товарах розничной торговли, сети предприятий общественного питания, в сырье промышленных предприятий и объемом их поступления от различных поставщиков минуя оптовую базу.
Другой вариант составления плана оптового товарооборота предполагает исходить из потребности оптового предприятия в прибыли. Оптовые предприятия определяют нормативы запасов по отдельным товарным группам, а затем рассчитывают общие нормативные запасы по предприятию.
Нормативные запасы по каждой группе товаров можно рассчитать по следующей формуле:
Н = М + П/2,
где: М – минимальный запас для обеспечения бесперебойного снабжения розничных торговых предприятий;
П/2 – средний запас текущего пополнения.
М = В + Р1 + Р2,
где: В – запас по которому выполнены складские операции (приемка, подготовка и т.д.);
Р1 – резервный запас на случай неравномерности поставки;
Р2 – резервный запас на случай повышенного спроса.
Ежеквартально расчет товарного обеспечения уточняется с учетом изменения объемов и источников поступления.
Тема 7: Выбор наиболее эффективных форм функционирования торгового предприятия