Понятие и характеристика розничной торговой сети.

Розничная торговая сеть— это совокупность розничных торговых предприятий и других торговых единиц, размещенных на определенной территории, с целью продажи товаров конечным потребителям и обслуживания покупателей.

Функции розничной торговой сети: закупка, продажа товаров; транспортировка; хранение; принятие риска; финансовая деятельность; информирование рынка, получение информации о рынке; подсортировка, подработка, приведение к товарному виду.

Торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно, с минимальной затратой сил и времени приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора, недалеко от места работы или жилья, в удобном количестве.

Розничная торговая сеть классифицируется по 2 признакам:

1. По стационарности розничная сеть подразделяется на:

стационарную (магазины, которые в основном располагаются в стационарных зданиях и сооружениях);

полустационарную (представлена в основном палатками, ларьками, павильонами);

передвижную (автомагазины).

2. По товарно-ассортиментному профилю всю розничную сеть можно подразделить на следующие виды:

универсальная;

специализированная ;

смешанная.

Специализация торговой сети — это ограничение деятельности торговых предприятий по реализации отдельных товарных групп, подгрупп (магазин «Обувь», магазин «Женская обувь»).

Типизация — система мероприятий, направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов.

Показатели, характеризующие качество розничной торговой сети:

Плотность торговой сети — количество торговых единиц, приходящихся на 10 тыс. жителей.

Обеспеченность населения розничной торговой сетью — торговая площадь, приходящаяся на 1000 жителей.

Доля полустационарной сети в общем количестве розничной торговой сети.

Уровень специализации розничной торговой сети — отношение количества специализированных предприятий торговли к общему количеству предприятий торговли.

Общая численность торговых предприятий.

Средняя торговая площадь магазина.

Соотношение торговой и неторговой площадей магазина.

Соотношение предприятий по торговле продовольственными и непродовольственными товарами.

Удельный вес стационарной сети в общем количестве торговых предприятий.

Удельный вес специализированных магазинов в общем количестве торговых предприятий.

Используемые формы продажи и методы обслуживания.

Соотношение торговых площадей, используемых для реализации отдельных групп товаров.

Соотношение торговой и неторговой площадей магазина.

Продолжительность использования торговой площади в течение дня (режим работы).

Соотношение общей площади торгового предприятия, расположенной в отдельно стоящих, встроенных и пристроенных зданиях.

Удельный вес магазинов, обеспеченных холодильным оборудованием, в том числе предприятий, торгующих скоропортящимися товарами.

Средний размер торговой площади одного магазина.