Понятие и характеристика розничной торговой сети.
Розничная торговая сеть— это совокупность розничных торговых предприятий и других торговых единиц, размещенных на определенной территории, с целью продажи товаров конечным потребителям и обслуживания покупателей.
Функции розничной торговой сети: закупка, продажа товаров; транспортировка; хранение; принятие риска; финансовая деятельность; информирование рынка, получение информации о рынке; подсортировка, подработка, приведение к товарному виду.
Торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно, с минимальной затратой сил и времени приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора, недалеко от места работы или жилья, в удобном количестве.
Розничная торговая сеть классифицируется по 2 признакам:
1. По стационарности розничная сеть подразделяется на:
стационарную (магазины, которые в основном располагаются в стационарных зданиях и сооружениях);
полустационарную (представлена в основном палатками, ларьками, павильонами);
передвижную (автомагазины).
2. По товарно-ассортиментному профилю всю розничную сеть можно подразделить на следующие виды:
универсальная;
специализированная ;
смешанная.
Специализация торговой сети — это ограничение деятельности торговых предприятий по реализации отдельных товарных групп, подгрупп (магазин «Обувь», магазин «Женская обувь»).
Типизация — система мероприятий, направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов.
Показатели, характеризующие качество розничной торговой сети:
Плотность торговой сети — количество торговых единиц, приходящихся на 10 тыс. жителей.
Обеспеченность населения розничной торговой сетью — торговая площадь, приходящаяся на 1000 жителей.
Доля полустационарной сети в общем количестве розничной торговой сети.
Уровень специализации розничной торговой сети — отношение количества специализированных предприятий торговли к общему количеству предприятий торговли.
Общая численность торговых предприятий.
Средняя торговая площадь магазина.
Соотношение торговой и неторговой площадей магазина.
Соотношение предприятий по торговле продовольственными и непродовольственными товарами.
Удельный вес стационарной сети в общем количестве торговых предприятий.
Удельный вес специализированных магазинов в общем количестве торговых предприятий.
Используемые формы продажи и методы обслуживания.
Соотношение торговых площадей, используемых для реализации отдельных групп товаров.
Соотношение торговой и неторговой площадей магазина.
Продолжительность использования торговой площади в течение дня (режим работы).
Соотношение общей площади торгового предприятия, расположенной в отдельно стоящих, встроенных и пристроенных зданиях.
Удельный вес магазинов, обеспеченных холодильным оборудованием, в том числе предприятий, торгующих скоропортящимися товарами.
Средний размер торговой площади одного магазина.