Характеристика оптовой торговли.
Оптовые предприятия преобразуют производственный ассортимент в торговый, определяя структуру и направление товарных потоков, выступая на рынке в качестве посредника между промышленностью и розничным торговым звеном.
Целями развития оптовой торговли являются:
- создание развитой структуры каналов товародвижения;
- поддержание необходимой интенсивности товарных потоков;
- формирование резервных источников финансового обеспечения процесса товародвижения.
Предприятия оптовой торговли должны специализироваться на коммерческом посредничестве в установлении хозяйственных связей между предприятиями-производителями товаров и розничными торговыми предприятиями или другими оптовыми покупателями, а также на закупке и продаже товаров со складов и оказании сопутствующих услуг.
Основными задачами оптового торгового предприятия являются:
1)поиск поставщиков товаров для розничных предприятий и других покупателей;
2)закупка товаров у производителей, их доставка, хранение;
3)формирование торгового ассортимента в соответствии с требованиями розничных предприятий;
4)обеспечение предприятиям-производителям сбыта их товаров;
5)маркетинговые исследования для производителей товаров и розничных торговых предприятий;
6)информационное обслуживание.
Оптовая торговля выполняет ряд функций на макро- и микроуровнях.
На макроуровне оптовая торговля выполняет следующие функции:
1)интегрирующую (по обеспечению взаимосвязи между партнерами по поставкам продукции, по нахождению каналов сбыта),
2)оценочную (по определению уровня общественно необходимых затрат труда через ценообразование),
3)организующую и регулирующую (по обеспечению рационального построения и гармонического функционирования экономических систем с помощью импульсов, стимулирующих структурные изменения).
Функции на микроуровне:
1)экономическая интеграция территории и преодоление пространственного разрыва;
2)преобразование производственного ассортимента в торговый;
3)формирование товарных запасов;
4)сглаживание цен;
5)хранение, доработка, доведение товаров до требуемого качества;
6)фасовка, упаковка, кредитование, маркетинговые исследования рынка и организация рекламных кампаний.
Оптовые предприятия должны быть центром сбора и передачи информации по вопросам исследования рынка:
- определение емкости рынка;
- характеристика рыночной ситуации;
- изучение возможности выхода на внешний рынок;
- определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
- определение потребительских характеристик, конкурентоспособности товаров разных товаропроизводителей;
- изучение рынка товаров и возможностей его реализации.
Привлекательность оптовых предприятий зависит от уровня обслуживания, предлагаемого своим клиентам.
Уровень обслуживания зависит от:
- скорости выполнения заказа;
- возможностей срочной доставки товара по специальному заказу;
- готовности принять обратно поставленный товар;
- обеспечения различной партии отгрузки;
- умения пользоваться наиболее подходящим видом транспорта;
- высокоэффективной службы сервиса;
- хорошо поставленной складской сети;
- достаточного уровня товарных запасов;
- уровня цен, по которым оказываются услуги.
Розничные предприятия должны иметь следующую информацию об оптовом предприятии:
- ассортимент товаров, которым занимается данный оптовик;
- его зону действия;
- коммерческое положение, которое определяется продолжительностью работы на данном рынке;
- динамику отчетных показателей за последние несколько лет;
- структуру капитала;
- средний возраст руководящего персонала, его профессионализм;
- оценку данного оптовика его коллегами;
- умение привлекать новых клиентов;
- техническую оснащенность и организацию технологических процессов на складах;
- наличие удобных подъездных путей к складам;
- систему учета складских запасов; политику иен, которую ведет оптовик.