Вопросы, на которые следует ответить
ЗАДАЧА 5.1
Обобщенная формулировка задачи
Вы закончили урок изобразительного искусства и Вам необходимо поставить отметку.
Ключевое задание
Предложите и обоснуйте критерии оценки детского рисунка в соответствии с задачами урока.
Контекст решения задачи
Тема урока: Древние образы в современных народных игрушках. 5 класс, 2 четверть «Связь времен в народном искусстве», второй урок по теме, программа «Изобразительное искусство и художественный труд»
Задачи второго урока:
1.знакомство с орнаментом и основными приемами традиционной росписи дымковской игрушки;
2.углубление интереса к декоративно-прикладному искусству;
3.обучение традициям цветового решения народной игрушки.
Краткое содержание второго урока по теме: единство формы и декора в глиняной игрушке. Особенности орнамента, цветовая гамма дымковских игрушек, приемы кистевой росписи.
Практическая работа второго урока: роспись игрушки.
Материалы: вылепленная на предыдущем уроке игрушка (пластилин, грунтовка-белила ПВА) гуашь, кисть
Вопросы, на которые следует ответить
1. Назовите возможные критерии оценки детских работ в декоративно-прикладном искусстве.
2. Назовите особенности Дымковской игрушки: сюжеты, цветовая гамма, форма росписи, технологию выполнения, способы работы по теме в общеобразовательной школе.
Ответы на вопросы:
1.
Критерии оценивания должны быть понятны и приняты учащимися.
Критерии оценки художественно-творческой работы:
- адекватность выбранного художественного материала;
- оригинальность замысла;
- использование языка художественного материала и средств художественной выразительности для создания образа.
Критериями оценки проектной деятельности может являться следующее:
- решение проектной проблемы;
- новизна и оригинальность;
- владение материалом, в котором проект выполнен;
- экономичность;
- эстетичность.
1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3. Общее впечатление от работы:оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося,
узнаваемость предметов и образов.
Содержание рисунка: оригинальное, неожиданное, нереальное, фантастическое, непосредственное и наивное, особая смысловая нагрузка, отражающая глубины переживания ребенка.
Особенности изображения: сложность в передаче форм, перспективность изображения, многоплановость, узнаваемость предметов и образов, оригинальность изображения, особый творческий почерк, яркое, выразительное раскрытие в образе своего переживания.
Композиционное решение: хорошая заполняемость листа, ритмичность в изображении предметов, разнообразие размеров нарисованных предметов, зоркость, наблюдательность ребенка и достаточное владение изобразительными навыками.
Пластика: особая выразительность в передаче движений и мимики, собственный почерк в передаче движений.
Колорит: интересное, необычное и неожиданное цветовое решение. Возможно темпераментное, эмоциональное, лаконичное обращение с цветом или, наоборот, богатство сближенных оттенков (теплая или холодная гамма) или пастельность. Цвет звучит и поет, эмоционально воздействуя на зрителя.
2.
Особенности дымковской Игрушки белоснежные. Перед тем как расписать, их белили мелом, разведенным в молоке.
Узор состоит из геометрических элементов: кружки, овалы, кольца, полоски, клетки, линии.
Для росписи игрушек используют цвета: желтый, синий, красный, зеленый, черный, (белый фон).
В современной игрушке присутствуют: оранжевый, коричневый, розовый голубой.
Ритм и вариации орнамента дымки: барышни в платьях с кринолинами, дамы в пелеринах с зонтиками, кавалеры, солдаты бытовых и сказочных сюжетов.
Анна Афанасьевна Мезрина. Ее творчество открыло новую страницу в истории Дымкова. Она по существу создала новый тип игрушки, по-своему интерпретировав традиционные образы, обогатив их новыми темами, приемами лепки, усилив декоративность росписи.
Сюжеты игрушек Мезриной разнообразны — от жанровых сценок современности до откровенной фантастики наездников на козле и двухголовых коньков-свистулек. В каждый тип игрушки она внесла свое понимание красоты образа. Особенно характерны ее барыни и няни. Они полны достоинства и важной серьезности. В их одежде — забавная смесь народного костюма с модными у городского мещанства конца 19 века кофтами в талию, шляпками с полями, перчатками по локоть и ридикюлями.