Вербальное мышление и его особенности.

Вербальное мышление – это процесс отражения объективного мира, который осуществляется в словесной форме. Вербальное мышление протекает в словах, использует в качестве знаковой системы речь. Она является уникальным средством передачи информации, поскольку с ее помощью менее всего теряется смысл сообщения. При вербальном мышлении задействуются лингвистический и паралингвистический каналы.

Лингвистический канал. Слова имеют множество смыслов. Они могут обладать денотацией – прямым, явным значением, и коннотацией – неявным, но подразумеваемым значением. Часто используется именно коннотативное словоупотребление, что создает проблемы в понимании. Чтобы этого избежать, в процессе коммуникации должно присутствовать симпрактическое включение, то есть одинаковая мысленная оценка ситуации собеседниками, в результате чего у них складывается единое ее понимание.

Вербальное мышление имеет еще одну особенность. Коммуникатор не всегда прямо и непосредственно выражает то, что хочет сказать, прибегая к кодированию, зашифровке своих сообщений. Для этого могут быть социальные причины. Например, в индивидуальной коммуникации имеется прямой смысл высказывания «Я устал». Но коммуникатор может вложить в него и закрытие подтексты: «Я ничего делать не буду».

Паралингвистический канал сообщает не о том, что говорится, а о том, как это делается. Паралингвистические средства включают в себя: а) речевые модификации – высота голоса, ударения, темп, ритм речи, паузы; б) вокальные модификации – смеющийся, плачущий, стонущий голос, а также всякого рода покашливания, стоны и т.д. Вокализация голоса, каким произносятся слова или фразы, может иногда нести большую смысловую нагрузку, чем сами слова, а иногда даже и перечеркивать смысл слов. Например: «Ну, ты умен». Анализ паралингвистического сопровождения речи дает не меньше сведений, чем анализ самой речи. Так, низкий тон голоса может свидетельствовать о вежливости, скуке, грусти, а высокий – о гневе, страхе, злобе, удивлении, лжи.

Итак, отправитель информации кодирует свое сообщение. Задача реципиента состоит в том, чтобы понять, какими намерениями, интересами руководствовался коммуникатор. Иногда реципиент может обнаружить и такой скрытый смысл, который коммуникатор изначально не вкладывал. В этом случае задействуются процессы, связанные с мировоззрением реципиента, его картиной мира.