Социальное влияние установки в процессе коммуникации.

Установка – это состояние внутренней готовности (настроенности) людей на специфическое для них проявление чувств, интеллектуально-познавательной и волевой активности, динамики и характера общения, предметно-практической деятельности, соответствующее имеющимся у них потребностям.

Социально-психологическая установка (аттитюд) имеет сложную структуру: когнитивный (познавательный), аффективный (эмоциональный) и конативный (поведенческий) компоненты. Когнитивный компонент предполагает анализ процессов переработки информации: восприятия, внимания, памяти, принятия решений, прогнозирования, планирования, мышления и т.д.. Эмоциональный компонент – анализ эмоциональных состояний и отношений; конативный – поведенческих реакций, неосознаваемых факторов. Установки позволяют оценивать людям все, с чем им приходится сталкиваться.

Установка может быть положительная и отрицательная. Рассмотрим их на примере рекламы. Пример положительной установки: «Многие ученые считают, что реклама выполняет большое количество важных экономических и социальных задач, без которых жизнь была бы менее обеспеченной. Она ускоряет товарообмен, оборот денег, и тем самым способствует развитию материальных и духовных благ в обществе. Реклама выступает индикатором состояния товарно-денежных отношений». Пример отрицательной установки: «Многие ученые считают, что реклама создает в обществе много проблем, которые делают жизнь сложной и даже опасной. Реклама обманывает людей, перераспределяет деньги. Более дорогая и более эффективная западная реклама наносит вред отечественной экономике».

Установка по-разному влияет на реципиентов. Так, если внешний раздражитель структурно оформлен достаточно четко, влияние внутренних факторов (например, способность видеть то, что хочется увидеть) ослабляется. Иными словами, если установка четкая, ясная, структурно хорошо зафиксирована, то реципиент воспринимает ее содержание быстрее и легче.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Что следует понимать под эффектом когнитивного диссонанса?

2. Опишите, как вы понимаете социальное влияние стереотипов?

3. Приведите примеры положительных и отрицательных аттитюдов.

 

Основная литература:

1. Крысько В.Г. Социальная психология: Учебник для вузов / В.Г.Крысько. – СПб.: Питер, 2006 – С.122-141.

2. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы / А.Н.Лебедев-Любимов. – СПб: Питер, 2006. -С.122-123, С.138-143.

Дополнительная литература:

1. Узнадзе Д.Н. Теория установки / Общ. Ред. Ш.А.Надирашвили и В.К.Цаава. – М.: Изд-во Ин-та практической психологии; Воронеж: НПО МОДЕК, 1997.

2. Чалдини Р. Психология влияния / Р.Чалдини. – СПб.: Питер Ком, 1999.

3. Сидоренко Е.В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию // Психология влияния. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2000.

3.2. Убеждение и внушение. Психологические модели убеждающего воздействия.

План: