Механизмы формирования и каналы выражения общественного мнения.

Зарождение, развитие и проявление ОМ складывается из: 1) Общественных интересов (от индивидуальных к групповым), 2) Дискусионности, 3) Компетентности, 4) Слухов, домыслов.

Каналы формирования ОМ:

• Официальные политические и социальные институты

• Государственные, независимые и оппозиционные СМИ

• Информационные органы корпоративных структур

• Профессиональные консалтинговые и рекламные агентства

• Зарубежные СМИ

• Рекламодатели, спонсоры, медиамагнаты и т.д.

• Политически активная часть населения > общественность > общество

 

Механизм формирования общественного мнения зависит от следующих факторов:

· Уровень развития гражданского общества;

· Приоритетные способы политической коммуникации в обществе;

· Уровень развития демократических институтов и процедур

 

Мобилизационный и манипулятивный механизм формирования ОМ:

Мобилизация и манипуляция рождают пропаганду(позитивную или негативную) и агитацию, которая побуждает к конкретны политическим действиям.

 

Каналы выражения ОМ:

• СМИ (включая и слухи)

• Соцопросы

• Качественные исследования

• Экспертные опросы

• Фокус-групповые исследования

• Мониторинговые исследования

• Непосредственные активные действия (конвенциональные, неконвенциональные)

ü поведение населения во время выборов (всех уровней);

ü участие в законодательной деятельности через референдумы, плебисциты, собрания и т.п.;

ü массовые поведенческие проявления общественного мнения (митинги, протесты, демонстрации, забастовки и т.д.);

ü создание и функционирование лоббистских структур и групп давления.

 

Распределение по каналам зависит от социально-политической ситуации и определяется закономерностью самокомпенсации, когда в случае перекрытия какого-либо из множества каналов выражения общественного мнения, происходит перераспределение потоков по оставшимся каналам. Даже при наличии жесткого репрессивного режима, сделавшего все для подавления негативного (для режима) общественного мнения, оно продолжает функционировать по таким каналам как межличностное общение, взаимодействие малых групп, обучение и воспитание и т.д.

 

Под динамикой общественного мнения понимается процесс последовательной смены присущих ему стадий зарождения (1), формирования (2) и функционирования (3). + спад и отмирание

1. Зарождение - процесс выработки людьми своей оценки попавшего в поле их зрения объекта, определения по отношению к нему собственного, личного мнения.

Признаки стадии

массовый интерес к объекту мнения,

тяга широких слоев населения к различным (официальным и неофициальным) источникам информации о нем,

накопление, переработка, усвоение данной информации и,

как следствие, наличие у них индивидуальных оценочных суждений,

стремление выразить эти суждения на разных уровнях публичности, сделать их предметом общественной гласности.

нередко наблюдается большое многообразие индивидуальных мнений по данному вопросу, обусловленное различной осведомленностью людей, их неодинаковым жизненным опытом, уровнем образования и культуры.

2. Формирование - качественно иная стадия его развития, связанная с выходом индивидуальных оценочных суждений за границы индивидуального сознания, с их взаимодействием, взаимовлиянием и определенным слиянием в сферах группового, коллективного, национального и иного сознания.

Признаки стадии

обмен (столкновение, борьба) мнениями между людьми

тенденция к выделению и кристаллизации из множества мнений мнения, преобладающего, доминирующего над другими, которое начинает овладевать сознанием все большего числа людей, получать поддержку в самых широких слоях населения, а также нарастающие активность и масштабы выражения этого мнения, крепнущая уверенность масс в его непогрешимой истинности.

 

3. Функционирование - присуща уже в основе своей сложившемуся, собственно общественному мнению.

Признаки стадии

четко обозначившейся позиции народного большинства,

влияние общ мнения на деятельность органов власти, связанную с выработкой и осуществлением управленческих решений, затрагивающих объект народного интереса

Функционирующее общественное мнение — это непременно работающее, воздействующее, реализующее себя. Ему свойственна определенная устойчивость. Оно не столь подвижно и динамично, как мнение, только формирующееся.

Стабилизаторы устойчивости на стадии функционирования

сохраняющийся интерес (нереализованная потребность масс в отношении объекта мнения),

страстная убежденность в правоте своей позиции,

стремление к ее отстаиванию

перевод в плоскость конкретных решений и практических действий.