Н.А. Бердяев: от марксизма к христианству. Христианский персонализм Бердяева.

Николай Александрович Бердяев (1874—1948) — русский религиозный философ, писатель и публицист.

Философские воззрения. История философии. Хотя Бердяев никогда не ставил перед собой задачу исследования русской фило­софии во всем ее объеме, в ряде своих работ он проанализировал практически всю ее историю от Чаадаева до Ленина'. Поэтому его можно назвать одним из первых историков русской философской мысли.

Учение о личности. На протяжении всей жизни Бердяева цент­ральными в его творчестве были этические проблемы, рассматрива­емые им сквозь призму религиозного сознания: смысл человеческого существования, отношения Бога и человека, сущность свободы, творче­ства и любви. Существенным моментом философии Бердяева является дифференци­ация бытия на две основные сферы: «Царство Кесаря» и «Царство Божье».

Человек понима­ется Бердяевым как двойственное существо, состоящее из тела и души, причем, в силу первородного греха, душа находится в плену у тела. Главная цель человека состоит в трансцендировании, в том, чтобы осво­бодить душу из этого. Основное средство для этого — творчество.

С творчеством и свободой неразрывно связана и любовь, причем любовь понимается у Бердяева не только как духовная.

В работах Бердяева понятие «свобода» полу­чило оригинальное онтологическое обоснование. Человеческой инди­видуальной свободе, как свойству души, предшествует некая метафизи­ческая свобода, первичная по отношению к телу и душе, т.е. первичная не только относительно «царства природы», но и «царства Божьего». Эта свобода угодна Богу, но тем не менее она не от Бога, и Бог над ней не властен. Она пребывает в извечном Ничто имеет темный иррациональный харак­тер и является источником зла. Но свобода изнутри преображается Божественной.

 

Тема: «Становление современной научной картины мира»

Занятие 1. Бытие и материя

Категория бытия в философии и ее теоретико-методологическое и общекультурное значение. Основные формы бытия.

Бытие вещей, процессов и состояний природы. Бытие произведенных человеком вещей («второй природы»).

Специфика человеческого бытия. Бытие индивидуализированного духовного и объективированного духовного.

Историческое развитие представлений о материи.

Философское значение основных открытий в физике конца 19 – начала 20 века.

Эволюция материи и уровни ее структурной организации. Свойства материи.