Западничество. Философские взгляды А.И. Герцена. Формирование материализма в русской философии (Н.Г. Чернышевский). Этика Н.Г. Чернышевского.

Полагая, что Россия отстает от западноевропейских народов на об­щем для всего человечества пути развития, западники считали, что Рос­сии необходимо усвоить европейскую науку и плоды просвещения, и в первую очередь западную философию, которая указывает человеку как цель жизни, так и путь к достижению этой цели.

Западники мало интересовались религией и по ряду вопросов кри­тиковали русскую православную церковь.

Все они высоко ценили политическую свободу, но при этом Чаадаев, Станкевич и Грановский были противниками революционных преобра­зований, а Белинский и Герцен считали, что преобразование социальной действительности должно идти революционным путем.

Александр Иванович Гер­цен (1812—1870) — писатель, революционер и фило­соф.

Герцен считал, что философия призвана играть роль гармонизиру­ющего начала жизни, но это возможно только в том случае, если она опирается на данные естествознания.

Социально-политические воззрения. В молодости Герцен по сво­им социально-политическим воззрения был близок к западникам, счи­тая, что Россия идет по тому же общему пути развития, что и Европа. Но в годы эмиграции близкое знакомство с реальным положением дел на Западе, с ужасами капиталистического пути развития измени­ло его точку зрения. Герцен пришел к выводу, что для России не обязателен капиталистический путь развития.

Он считал, что Россия может миновать трудности капитализма и прямо прий­ти к социализму — благодаря тому, что в России сохранилась крестьянская община. Если устранить государственный гнет над ней и помещичье землевладение, община получит свободное развитие, ведущее к справедливому устройству жизни, воплощающему социалистические идеалы («крестьянский социализм»). В таком переустройстве русской жизни важную роль может сыграть социалистическая идеология, получившая глубокую философскую разработку у мыслителей Запада.

Николай Гаврилович Чер­нышевский (1828—1889)— публицист, литературный критик, философ. С середины 1850-х гг. Чернышевский стал лидером российского революционно-демократического движения. Он активно выступал с пропагандой материализма и атеизма, за отмену крепостного права и т.п.

На формирование фи­лософских воззрений Чернышевского особенно большое влияние ока­зали диалектика Гегеля и материализм Фейербаха.

Природа существует сама по себе, она никем не сотворена, матери­альна и находится в состоянии непрерывного движения и развития. Материя неуничтожима, она только переходит из одной формы в дру­гую. Человек — материальное существо, у него нет никакой души, со­знание — это свойство, развившееся у материи.

Социально-политические воззрения. В учении об обществе Чер­нышевский находился под сильным влиянием антропологического ма­териализма Фейербаха. Общество он понимал как совокупность ин­дивидов, и потому законы функционирования общества считал произ­водными от законов частной жизни людей. Наилучшей формой общественного устройства он считал социализм: поскольку большин­ство людей — это трудящиеся, то общественный интерес состоит в реализации интересов именно их.

Он полагал, что Россия может прийти к социализму, минуя капита­листический путь развития, поскольку в стране сохранилась крестьян­ская община.

Судьба учения. Идеи Чернышевского оказали значительное влия­ние прежде всего на Писарева и Добролюбова, а также на всех русских революционеров второй половины XIX в.