Становление русской философии. Христианские и языческие элементы в духовной культуре Руси.

Русской философии близок мистический элемент восточных систем, но неприемлемо отрицание значимости личностного начала в человеке, его индивидуальности. Конечно, Россия ориентировалась на западную культуру, поэтому приняла христианство, но христианство было принято ею в восточном варианте. Позднее введение христианства на Руси и сочетание христианских и языческих элементов в культуре привели к тому, что христианское миропонимание явилось не столько незыблемой основой жизни, сколько проблемой, от решения которой зависел смысл жизни отдельного человека и всей нации.

Основные отличительные признаки русской философии

1. Искание скрытого смысла христианских идей.

2. Выдвижение на первый план двух тесно взаимосвязанных проблем:

а) проблемы сущности и смысла человеческого бытия;

б) проблемы смысла и закономерностей истории.

3. Дуализм в понимании мира, человека и истории.

Западная философия пришла к целостному представлению о человеке, снимающего противоречия двух начал его бытия. В русской философии акцентировалось внимание на глубине и радикальности этого противоречия.

4.Специфика стиля философствования.

 

История развития русской философии

До середины 17 века русская философская мысль развивалась внутри богословия, поэтому правомерно говорить лишь об элементах философии, присутствовавших в богословских и литературно-художественных сочинениях.

Ситуация изменилась в Петровскую эпоху. Философская мысль освобождалась от богословской догматики. На первом этапе самостоятельного развития русской философии (вторая половина 18 – первая четверть 19 вв.) происходит активное восприятие концепций и систем западных мыслителей (Платона, Аристотеля, Декарта, Лейбница, просветителей). Под влиянием идеологии французских просветителей были созданы оригинальные социально-политические утопии М. Щербатовым, Н. Новиковым, А. Радищевым.

В начале 19 в. на русскую философию начинает оказывать воздействие немецкая классическая философия. Со второй четверти 19 в. русская философия начинает поиски своих собственных, оригинальных подходов к главным для нее философским проблемам: сущность человеческого бытия, соотношение веры и разума в человеке, смысл и цели истории (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой и В. С. Соловьев).

Естественное развитие русской философии было прервано в 1917 г. Хотя в советскую эпоху работали выдающиеся философы А. Лосев, М. Бахтин, Э.В. Ильенков, М.К. Мамардашвили – традиция, определявшая значительны достижения русской философии, была прервана. В настоящее время происходит возвращение к этой традиции.

Синтез христианских и языческих элементов в духовной культуре Руси

Национальная культура и мировоззрение на Руси было определено созданием славянской письменности; принятием христианства.

Православие было выбрано Владимиром в силу глубокого духовного родства между национальным мировоззрением и основами этой религии. В результате языческое мировоззрение соединилось с религиозным, объединив себе приверженность ценностям, земной жизни, земной красоты, земного счастья, мистическое чувство единства человека с Богом, с высшей реальностью, жажду вечной гармонии и абсолютного совершенства

В православии проведена идея единства человека и Бога и предельно ослаблено представление о подчинении, зависимости, бесконечной ничтожности человека (основа иудаизма и ислама). В результате представление о слиянии с Богом («обóжении») в православии получило богословское обоснование и рассматривалось как истинное содержание веры.

 

Философские представления Киевской Руси (11-13 вв.). Основные идеи богословско-философских сочинений: «Слово о законе и благодати» Иллариона, «Поучение» Вл. Мономаха, «Моление» Даниила Заточник, «Изборники» 1073 и 1076 годов.

Важное влияние на процесс формирования русского православия оказала письменность, разработанная в середине 9 века болгарскими монахами Кириллом и Мефодием. Христианская литература с вводом православия стала частью духовной культуры. Сочинения византийских богословов ходили как на греческом языке, так и переводились ан славянский. В 10-12 веках на территории Киевской Руси было распространено более 100 сочинений византийских авторов.

Ранние сочинения русской православной культуры:

«Слово о законе и благодати» Илариона (в 1051 году стал первым русским киевским митрополитом). «Слово» - торжественная проповедь, обращенная к верующим и убеждающая их в превосходстве христианства над иудаизмом. Илларион противопоставляет эти две религии с точки зрения их представлений об отношении человека и Бога.

«Поучение» Владимира Мономаха (в 1113 году занял великокняжеский престол в Киеве) – морализаторское сочинение, это наставление главе государства. Сочинение Мономаха имеет явную антицерковную направленность.

«Моление» Даниила Заточника (13 век). Даниил говорит о великом значении каждого человека, о ценности земной жизни, о том, что подлинная религиозность и подлинная вера в Бога носит внутренний, а не внешний, показной характер и связана с разумным осмыслением своего положения в мире. Даниил утверждает приоритет разума, мудрости перед внешними характеристиками человека – богатством, высокой должностью или монашеским отречением от мира, тем самым Данил является первым представителем рационалистической традиции в русской мысли.

 

Становление русской средневековой философии в 14-17 веках. Появление ранних ересей (нестяжатели, иосифляне и др.). Развитие исихазма на Руси, его основные теоретические положения и значение для русской культуры

Внутренний генезис, проделанный русским православием, привел его в опасную близость к некоторым влиятельным ересям, возникшим в первые века существования христианства: арианству и гностицизму (павликианству и богомильству). Пик еретических учений пришелся на 14-16 века.

Арианство– течение в христианстве 4-6 вв. Его зачинатель – священник Арий (ум. В 336) из г. Александрия. Ариане не принимали один из основных догматов официальной христианской церкви о единосущности Бога-Отца и Бога-Сына. Арианство, отвергая божественную природу Иисуса Христа, считало его земным человеком, имеющим начало во времени и отличающимся от других людей тем, что он был сотворен совершенным.

Гностическое мировоззрение характеризуется этическим дуализмом: представление о непрекращающейся борьбе добра и зла света и тьмы в мире. В связи с этим присутствует напряженное ожидание конца света и преображение мироздания.

Исихазм (греч. hesychia - спокойствие и тишина) - мистическая традиция богосозерцания в православной церкви, религиозная практика, представляющая собой совокупность интроспекции молитвенного самоуглубления и, иногда, некоторых физических упражнений (пост, неподвижность, контроль дыхания и пр.).

Необходимым условием откровения в исихазме являются радикальный отказ как от чувственных впечатлений, так и от рассудочной деятельности. Лишь очистившись, т.е. отринув все нечистое и даже чистое можно прозреть истину.

В России к последователям исихазма могут быть отнесены Нил Сорский, Сергий Радонежский и др. Исихазм, развивавший традиции раннехристианского монашеского аскетизма, прежде всего, есть учение о человеке, причем это учение обладает ярко выраженным нормативным характером. Главная его составляющая – не столько констатация настоящего состояния человека и его соотнесенности с миром и Богом, сколько система требований к человеку, в соответствии с которыми он должен осуществить радикальное преображение своего бытия.

Яркий культурный расцвет 14-16 веков сменился духовным упадком конца 16 – 17 веков. Этот упадок коснулся всей русской культуры. На первый план выходит имперская составляющая культуры.

 

Философские направления 18 века: «философия разума» (М. Ломоносов, А. Кантемир, В. Татищев); «философия веры» (русское масонство), «философия чувства» (М. Щербатов, Н. Карамзин, А.Н. Радищев).

Петровские преобразования конца XVII — начала XVIII в. привели к тому, что в XVIII в. произошло значительное сближение русской культуры с западноевропейской. В частности, это нашло свое выраже­ние в развитии идей просветителей на русской почве. К числу видней­ших русских просветителей могут быть отнесены М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков и А.Н. Радищев.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 —1765)— крупнейший русский ученый-естествоиспытатель XVIII в.

По своим философским воззрениям Ломоносов был деистом ньюто­новского типа. Все природные тела состоят из мельчайших частиц, которые он называл монадами или иногда атомами. Но в отличие от Лейбница эти монады он считал материальными. Ломо­носов развил свой вариант учения о первичных и вторичных каче­ствах, обосновал закон сохранения вещества и движения.

В XVIII в. в России широкое распространение получило пришед­шее с Запада масонство. Его идеи о необходимости нравственного са­моусовершенствования человека сочетались с идеями просветителей в работах Н.И. Новикова (1744—1818). К центральным идеям масонства относились: необходимость подняться над национальными, религиозными и сословными различиями. Постепенное становление всеобщего и вечного права, благодаря которому каждый человек может свободно развивать все свои способности.

Радищев Александр Ни­колаевич (1749—1802)— видный русский писатель, философ, политический мыслитель.

По философским воззрениям Радищева можно отнести к деистам. Важнейшее его философское сочинение — это написанная им в ссылке книга «О человеке, его смертности и бес­смертии». В духе рационализма Просвещения он в этой работе рас­сматривал различные аргументы в пользу смертности (в первой поло­вине книги) и бессмертия (во второй половине) человеческой души. Читателю предлагается самому выбрать ту точку зрения, которая ему представляется более убедительной.

Социально-политические воззрения. На становление социально-политических воззрений Радищева оказали влияние не только различ­ные теоретические учения, но и многие факторы реальной жизни. Он убедительно критикует самодержавие в своей знаменитой работе «Путешествие из Петербурга в Моск­ву». В конце жизни взгляды Радищева претерпевают серьезные измене­ния. Он приходит к выводу, что «мира неволя» все-таки лучше граж­данской войны и о просвещенной монархии как единственной силе, способной удержать народ от «кровавых струй».

Учение о государстве. В учении о государстве Радищев во многом следует Руссо, связывая происхождение государства с возникновени­ем частной собственности и образованием вследствие этого неравен­ства между людьми.

История понимается им как смена «вольности» и «рабства».

Социальный идеал Радищева — общество свободных и равноправ­ных людей, которые являются полноправными собственниками имуще­ства, созданного их трудом.

Судьба учения. Идеи Радищева и прежде всего его критика кре­постничества оказали большое влияние на последующее развитие об­щественно-политической мысли в России, и в первую очередь револю­ционной (на декабристов, народников, анархистов, марксистов и т.п.).