Схоластика. Полемика реализма и номинализма. Метафизика Фомы Аквинского. Человек и общество в философии Фомы Аквинского.

Западноевропейская философия эпохи Средневековья носит назва­ние «схоластика». Хотя формально история средневековой филосо­фии начинается с конца V в., но в силу социально-политических при­чин в «темные века» развития философии в Западной Европе практи­чески не происходило. Поэтому систематическое и последовательное развитие западноевропей­ской схоластики началось только с XI в.

Основная задача схоластики – логически обосновать веру, доказать её необходимость.

Вер­шиной средневековой схоластики является учение Фомы Аквинского (1225—1274).

Философские воззрения. Проблема знания и веры. Знание и вера, разум и Откровение находятся в состоянии гармонии, дополня­ют друг друга и не противоречат друг другу. Говоря о религиозных истинах, полученных человеком через Откровение, Фома подчеркива­ет, что некоторые из них, например о триединстве Бога, не доступны для человеческого разума; в этом случае человек может только ве­рить.

Онтология. В основе томизма лежит отождествление аристо­телевской Первоформы и христианского (ветхозаветного) Бога — соз­дателя мира. При этом на смену аристотелевскому дуализму, в кото­ром материя является вечной и несотворимой, приходит идеалисти­ческий монизм, где материя, природа есть результат творения Богом «из ничего».

В томизме сохраняется аристотелевское противопоставление по­тенциального (возможного) и актуального (действительного), но оно получает специфическую трактовку. Абсолютно актуальным является только Бог (для которого совпадает сущность и существование). Потенциальное есть неустановившееся, изменяющееся, незавершенное и тем самым несовершенное. Истинность всякого сущего зависит от степени обладаемого им бытия, получаемого от Бога и, значит, от степе­ни его участия в божественном. Сотворенный мир — это воплощение божественного проекта; и поскольку Бог благ, то все сущее (существу­ющее) также является благом. Все то, что человек считает злом, есть только недостаток, неполнота бытия и тем самым добра.

Метафизика Фомы Аквинскоговоплащается в пяти доказательствах существования Бог.

1. Космологическое - все объекты постоянно изменяются, движутся. Поэтому должен быть какой-то источник движения. У Фомы он ассоциировался с Перводвигателем или Богом.

2. Каузальное (причинностное). В мире чувственных вещей мы находим порядок действующих причин. Вещь не может быть причиной самой себя, а значит, причина любой вещи — вне ее. Первопричина всего – это Бог.

3. Онтологическое

Среди существующего в мире имеется много случайных вещей. Следовательно, должно существовать нечто не случайное, а необходи­мое, то, что имеет собственную необходимость в самом себе. Именно - это и называется Богом

4. Догматическое (по степеням совершенства)

В реальности мы находим градацию существ, различающихся по степе­ни совершенства. Но сам факт градации подразумевает наличие чего-то максимально совершенного. Следовательно, должна быть причина совершенства, доброты, благородства - это Бог.

5. Телеологическое (целесообразное)

Даже природные тела, т.е. объекты, не имеющие разума, стремятся к некоторой цели, финалу. Очевидно, что это не может быть результатом слепой случайности, а только намеренно. Следовательно, должна существовать сила, направляющая природные существа к цели. Именно она и называется Богом.

Человек и общество. В соответствии со средневековыми воззрениями человек понимался как соединение материального тела и нематери­альной души. Фома утверждал, что свое завершающее осуществление индивидуальная человеческая душа получает только при соединении с телом и благодаря этому соединению.

Как и Аристотель, в основу своей социальной теории Фома кладет идею естественности общественной жизни людей. Человек по природе своей социальное и политическое существо, для него естественно жить в группе.