Схоластика. Полемика реализма и номинализма. Метафизика Фомы Аквинского. Человек и общество в философии Фомы Аквинского.
Западноевропейская философия эпохи Средневековья носит название «схоластика». Хотя формально история средневековой философии начинается с конца V в., но в силу социально-политических причин в «темные века» развития философии в Западной Европе практически не происходило. Поэтому систематическое и последовательное развитие западноевропейской схоластики началось только с XI в.
Основная задача схоластики – логически обосновать веру, доказать её необходимость.
Вершиной средневековой схоластики является учение Фомы Аквинского (1225—1274).
Философские воззрения. Проблема знания и веры. Знание и вера, разум и Откровение находятся в состоянии гармонии, дополняют друг друга и не противоречат друг другу. Говоря о религиозных истинах, полученных человеком через Откровение, Фома подчеркивает, что некоторые из них, например о триединстве Бога, не доступны для человеческого разума; в этом случае человек может только верить.
Онтология. В основе томизма лежит отождествление аристотелевской Первоформы и христианского (ветхозаветного) Бога — создателя мира. При этом на смену аристотелевскому дуализму, в котором материя является вечной и несотворимой, приходит идеалистический монизм, где материя, природа есть результат творения Богом «из ничего».
В томизме сохраняется аристотелевское противопоставление потенциального (возможного) и актуального (действительного), но оно получает специфическую трактовку. Абсолютно актуальным является только Бог (для которого совпадает сущность и существование). Потенциальное есть неустановившееся, изменяющееся, незавершенное и тем самым несовершенное. Истинность всякого сущего зависит от степени обладаемого им бытия, получаемого от Бога и, значит, от степени его участия в божественном. Сотворенный мир — это воплощение божественного проекта; и поскольку Бог благ, то все сущее (существующее) также является благом. Все то, что человек считает злом, есть только недостаток, неполнота бытия и тем самым добра.
Метафизика Фомы Аквинскоговоплащается в пяти доказательствах существования Бог.
1. Космологическое - все объекты постоянно изменяются, движутся. Поэтому должен быть какой-то источник движения. У Фомы он ассоциировался с Перводвигателем или Богом.
2. Каузальное (причинностное). В мире чувственных вещей мы находим порядок действующих причин. Вещь не может быть причиной самой себя, а значит, причина любой вещи — вне ее. Первопричина всего – это Бог.
3. Онтологическое
Среди существующего в мире имеется много случайных вещей. Следовательно, должно существовать нечто не случайное, а необходимое, то, что имеет собственную необходимость в самом себе. Именно - это и называется Богом
4. Догматическое (по степеням совершенства)
В реальности мы находим градацию существ, различающихся по степени совершенства. Но сам факт градации подразумевает наличие чего-то максимально совершенного. Следовательно, должна быть причина совершенства, доброты, благородства - это Бог.
5. Телеологическое (целесообразное)
Даже природные тела, т.е. объекты, не имеющие разума, стремятся к некоторой цели, финалу. Очевидно, что это не может быть результатом слепой случайности, а только намеренно. Следовательно, должна существовать сила, направляющая природные существа к цели. Именно она и называется Богом.
Человек и общество. В соответствии со средневековыми воззрениями человек понимался как соединение материального тела и нематериальной души. Фома утверждал, что свое завершающее осуществление индивидуальная человеческая душа получает только при соединении с телом и благодаря этому соединению.
Как и Аристотель, в основу своей социальной теории Фома кладет идею естественности общественной жизни людей. Человек по природе своей социальное и политическое существо, для него естественно жить в группе.