Религиозный период античной философии: неоплатонизм.

Неоплатонизм – философское учение, возникшее на основе платоновского учения об идеях. К неоплатоникам относятся Плотин, Прокл. Суть их учения заключается в том, чтобы последовательно вывести из божественного единства - как из последнего основания всякого бытия - градацию всего остального, существующего в мире, и указать путь, обратно ведущий к исходному единству. То есть неоплатоники пытаются систематизировать идеи Платона. В частности ими создается четкая схема: из Единого или божественного начала рождается Мировой ум, т.е. Единое, преисполненное бытия, как бы переливается через собственный край и, переступая свою границу, порождает другое бытие. В Уме следует различать, по Плотину, три момента: 1) понятие вещества; 2) мыслимое бытие; 3) само мышление. В качестве мира идей Ум есть многое, состоит из видов и форм.

Третьим после Единого и Ума оказывается у Плотина Душа. Она так относится к Уму, как Ум к единому. В то время как Ум есть обращение на самого себя. Душа есть обращение во вне. В то время как Единое и Ум остаются, безусловно, неподвижными, Душа обладает движением. Все отдельные души происходят из одной Души как из высшего божественного начала. Но образование мира предполагает материю, или небытие. Она рождается из Мировой души, поэтому человек есть соединение духовного и материального. Одновременно Единое будет антиподом материи, и в тоже время будет включать её в себя как свою часть.

Прокл пошел немного дальше, используя метод триадического построения. В триаде Прокл различает три момента. Первый из них - пребывание в себе. Второй момент триады - выступление из себя. Третий момент - возвращение из "инобытия" обратно в себя. Так например, Ум расчлениется у него на Ум Мыслимый, т.е. «прибывающий в себе»; Ум, выходящий из себя и составляющий мышление самого себя, и Ум, возвращающейся к самому себе или образующий тождество бытия и мышления.

 

 

Тема 5: «Средневековая философия и философия эпохи Возрождения»

Теоцентризм средневековой философии. Патристика: учение Августина Блаженного о Боге, о соотношении добра и зла, веры и разума.

Схоластика. Полемика реализма и номинализма. Метафизика Фомы Аквинского. Человек и общество в философии Фомы Аквинского.

Средневековая философия в арабо-мусульманских странах (Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн-Сина, Ибн-Рушд).

Гуманистический и антропологический характер культуры Возрождения. Гуманизм Лоренцо Валы и Дж. Пико дела Мирандолы. Социально-философские идеи гуманистов 16 века (Н. Макиавелли, Э. Роттердамский, М. Монтень, Т. Кампанелла).