Философская мысль эллинистической эпохи: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм.

Эллинистический период античной философии охватывает огром­ный промежуток времени: с середины IV в. до н.э. и до конца античной эпохи, т.е. до падения Рима в 476 г., захваченного варварами-германцами. Но к этому време­ни Римская империя уже раскололась на две части — Западную и Во­сточную (Византию), но и после падения Рима Византия продолжала существовать. Поэтому конец античной философии в целом и эллини­стического ее периода в частности обычно связывают с 529 г., когда по указу византийского императора Юстиниана была закрыта последняя языческая философская школа: Академия Платона в Афинах.

Центральное место в большинстве философских учений эпохи эллинизма заняла этическая проблематика. Цель философии чаще все го понималась как обретение счастья, что возможно только при должном поведении.

Скептицизм

Скептицизм — это философское направление, где сомнение оказывается универсальным философским принципом, т.е. последовательно проводится идея о недостоверности всякого знания. Основополож­ником античного скептицизма считается Пцррон.

Центральная проблема философии Пиррона: как человеку стать счастливым? Отвечая на этот вопрос, Пиррон приходит к выводу, что для счастья нужно воздержаться о всякого рода суждений так мы не можем предпочесть какую-либо точку зрения. Воздерживаясь, мы вступаем в состояние поной невозмутимости и безмятежности (атараксия), т.е. счастья.

Стоицизм

Название школы «стоицизм» («стоики») произошло от названия портика «Стоя» («Пестрый зал») в Афинах. Школа была основана ок. 300 г. до н.э. Зеноном из Китиона.

Цель человеческой жизни — счастье. Счастье понимается как жизнь согласно природе (логосу), и только такая жизнь является добродетельной.

Стоики делили науки на логику, физику (натурфилософию) и этику. Логика, устраняя заблуждения, учит мыслить так, как необходимо философу, поэтому необходимо знать логи­ку; жить надо сообразно природе — отсюда необходимо знать физику. Этика — это высшая наука, так как учит нас достойному поведению.

Источник любого знания — ощущения. Космос — живое, разумное и материальное целое сфери­ческой формы и находящееся в пустоте. В едином мире различались два начала: пассивное материальное и активное идеальное — все­проникающий сперматический логос.

Антропология. Человек, как и весь космос, состоит из четырех сти­хий: тело — из Земли и Воды, а душа — из Воздуха и Огня (пневмы). Эгненная часть души — разум — есть часть мирового разума, а iyiua — часть мировой души.