Антропоцентризм и этический рационализм Сократа.
Философия Сократа так же как и у софистов была направлена на человека и через него решались многие философские задачи. Но человек рассматривается Сократом только как нравственное существо. Поэтому философия Сократа — этический антропологизм.
Сократ - первый философ-афинянин, младший современник Демокрита. Он активно высказывается против письменности: письменность делает знание внешним, мешает глубокому внутреннему его усвоению. Сократ не считал себя философом, но был убежден, что он избран богом дабы не давать своим согражданам впадать в духовную спячку и заботиться о своих делах больше, чем о своем нравственном и интеллектуальном самосовершенствовании. Единственным способом такого самосовершенствования может быть только диалог по средством которого рождалась истина. Понятие «истина» у Сократа объективное понятие, так же как и понятия «добро» и «зло». Чтобы достичь истины Сократ применяет несколько методов: майевтика или метод субъективной диалектики и иронический метод, позволяющих навести собеседника на истину (истина – это объективное понятие, данная категория впервые введена именно Сократом).
Его основной девиз - «Познай самого себя!» Познать самого себя означало познание себя в качестве общественного и нравственного существа, притом не только и не столько как неповторимую личность, а как человека вообще. Главное содержание, цель философии Сократа — общие этические вопросы.
Тема 4: «Идеалистическая трактовка бытия у Платона и Аристотеля. Элинистическая философия»
Теория идей Платона. Теория познания Платона. Учение Платона об идеальном государстве.
Учение Аристотеля о бытии. Учение о душе и этика Аристотеля. Социально-политические взгляды Аристотеля.
Философская мысль эллинистической эпохи: эпикуреизм стоицизм, скептицизм.
Религиозный период античной философии: неоплатонизм.