Неортодоксальные школы

Буддизм. Основоположником буддизма был Сиддхартха Гаутама, получивший прозвище Будда,т.е. «просветленный», «постигший истину»., живший в VI в. до н.э.

В фокусе внимания буддизма находит­ся человек. А центральной проблемой философии буддизма является радикальное решение жизненно важной, практической задачи — ос­вобождения от страдания,что возможно только при уходе из обыч­ной жизни (сансары) в нирвану, поэтому традиционные философские вопросы о мире (его происхождении, устройстве, вечности и т.п.), со­знательно оставлялись Буддой за пределами рассмотрения.

Теоретический фундамент буддийской философии составляет учение о колесе причинности,порождаемое кармой.

Для того чтобы вырваться из него нужно знать четыри благородных истины, постигнутыми Буддой в момент его просветления, затем надо следовать восьмеричному пути спасения Будды. Достигнув последней стадии этого пути, ищущий может уйти в нирвану — это прекращение перерождений и выход из сансары, выход из-под власти кармы — колеса причинности.

ДжайнизмДжайнизм — это религиозно-философское учение, возникшее в Древней Индии в VI—V вв. до н.э. Основоположником джайнизма считается Вардхамана (VI в. до н.э.).

Джайнисты не верят в существование бога. Они признают реальное существование внешнего мира и множе­ства объектов в нем. Существуют два вечных начала или сущности: живое — дживы (души) и нежи­вое — адживы, выступающее в виде материи, пространства, времени, эфира. Возможны два способа существования душ: во-первых, они мо­гут быть связаны с материей — это несовершенное бытие, при котором душа теряет свои потенциальные качества и ввергается в состояние страдания; и, во-вторых, душа может освободиться от материи — это совершенное бытие, при котором душа находится в состоянии блажен­ства (нирвана, или мокша). Достижение этого состояния возможно только за счет аскетического поведения и строгого выполнения нрав­ственных норм, важнейшая из которых — не причинять даже малей­шее зло любому живому существу.

Чарвака— это единственная материалистическая школа в философии Древней Индии, возникло оно в середине Iтыс. до н.э.

Теория познания. Достоверным источ­ником познания является только непосредственное чувственное вос­приятие. Бога (или богов) нельзя воспринять с помощью органов чувств, по­этому у нас нет никаких оснований говорить о его существовании.Все материальные объекты состоят из четырех эле­ментов: воздух, огонь, вода и земля. Нет ни­чего нематериального, в том числе души. То, что люди ошибочно называют душой, на самом деле есть тело, наделенное сознанием.

Отсюда не имеет смысла выполнять какие-либо религиозные обря­ды в расчете на воздаяние в загробном мире.