Предпосылки возникновения и место появления философии.
Главными предпосылками возникновения философии в древневосточных государствах будет:
1. геополитическое положение государств (Др. Индии и Др. Китая)
2. особый способ восприятия мира – созерцательность – при котором акцент делается не на рационально-логическую составляющую, а на чувственно-волевую.
Традиционно к древневосточным государствам принято относить Др. Индию и Др. Китай. Философские воззрения в этих государствах зарождались и оформлялись в недрах религиозно-мифологического осмысления мира. Но для Индии главным была преемственность ведического наследия древних Ариев, на основе которого и выстраивается вся религиозно-философская система учений, где основная задача всех школ, наряду с такими первостепенными проблемами как устройство бытия и его первоначала, а также всеобщий процесс зарождения мира и его развития, выделяется в особую группа проблемы бессмертия души и её существования. В Др. Китае философские задачи школ несколько иные. Это связано с историческими условиями развития самого китайского государства. В сер. 1 тыс. оно прибывало на стадии феодальной раздробленности, поэтому многие школы ориентируются на создания системы управления в государстве, а значит на определении роли человека в государстве, особое место отводится характеристике правителя. Здесь так же предпринимаются попытки поиска первоначал бытия и возможностей стремления к совершенному божественному началу.
Формирование древнеиндийской философии. Представление о мире в неортодоксальных (буддизм, джайнизм, чарвака-локаята) и ортодоксальных (санкхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса, веданта) философских школах.
Основные философские категории древнеиндийской традиции были заложены в ведических текстах – пуруша, сансара, карма (на основе риты) и др.
Главный вопрос: как освободиться от власти кармы, т.е. как освободить душу от постоянного перерождения и соединится с божественным началом.
Все школы в Др. Индии делятся на ортодоксальные (признают веды священными книгами и базируются на них) и неортодоксальные (которые не признают веды священными и базируются на иных источниках).
Ортодоксальные школы:
Миманса – буквально «размышление», т.е. решение некоторой проблемы путем рассуждения и критического исследования.Первоначальной целью мимансы было рациональное обоснование традиционного ведического ритуала, в котором произносились гимны Ригведы и совершались жертвоприношения богам. Миманса не признает существование Бога-Творца (или Бога-Разрушителя). Веды в мимансе считаются существующими вечно, они никем не написаны, их можно только узнать, но не создать.
Онтология. Физический, чувственно воспринимаемый мир реально существует. Но этот мир не является результатом деятельности Бога-Творца. Все объекты, существующие в мире, образовались из материи в соответствии с кармами душ. Закон кармы является высшим законом мира; он есть одновременно физический и моральный закон бытия.
Учение о душе. Душа является бессмертной, вечной субстанцией. Если бы душа погибала при смерти тела, то выполнение ведических обрядов было бы бессмысленно.
Сознание возникает в душе только тогда, когда душа соединяется с телом и когда какой-нибудь объект находится перед органами познания. Душа, освободившаяся от тела, обладает не реальным сознанием, а только возможностью сознания.
Освобождение. Поведение в соответствии с предписаниями вед и бескорыстное выполнение человеком ведических обрядов постепенно уничтожает карму и делает возможным освобождение души после смерти тела.
НьяяТермин «ньяя» означает «правило», «логика». Центральное место в философии ньяя занимают вопросы теории познания и логики; логика ньяя принималась и использовалась во всех системах индийской философии, признающих логический вывод в качестве достоверного источника познания. Онтология ньяя близка к онтологии школы вайшешика.
Основоположником философского учения ньяя считается великий мудрец Готама(Гаутама), живший не позже Iв.
Философские воззрения. Освобождение. Главной целью человеческого существования является достижение состояния освобождения, т.е. полного избавления от всех страданий. Для этого необходимо освободить человеческое «я» от привязанности к телу и любым вещам. Это возможно только благодаря познанию реальности, в которой пребывает человеческое «я». Но чтобы быть уверенным в том, что мы имеем дело с правильным познанием этой реальности, необходимо исследовать имеющиеся у нас способы и методы познания, выделить среди них достоверные и недостоверные.
Достоверное познание может быть четырех видов: восприятие, логический вывод, сравнение и свидетельство. Недостоверными видами познания считаются: память, сомнение, ошибка, гипотетический аргумент.
Объекты познания. В ньяя выделяются не только различные способы познания, но и объекты, достойные того, чтобы их познавать, т.е. наиболее важные для освобождения: наше «я» (атман), тело, чувства и воспринимаемые чувствами качества (запах, вкус и т.п.), познавательная способность человека, манас-ум, деятельность человека, умственные дефекты, повторное рождение (по закону кармы), чувство удовольствия и неудовольствия (боли), страдание и др.
Отношение к Богу. В ньяя признается существование-Бога.
Вайшешика -от слова «вишеша», т.е. «различие», «особенность». Свое название данная
система получила потому, что в ней особое внимание уделяется категории «различие».
Вайшешика близка к философии ньяя, разделяя теорию познания последней. Главной целью обеих этих систем является освобождение индивидуального «я».
Основоположником вайшешики считается мудрец Улука по прозвищу Канада,живший примерно в IVв. до н.э.
Философские воззрения. Освобождение. Главная цель человеческого существования состоит в полном освобождении индивидуального «я» от любой боли и страдания. Причина страданий состоит в незнании, поэтому освобождение может быть достигнуто только благодаря правильному познанию реальности.
Онтология. Реальность понимается как все то, что может быть названо, т.е. обозначено словами. Все эти объекты делятся на два класса:
1) объекты, которые могут быть обозначены словом «бытие», т.е. все существующие объекты (субстанция, качество, действие, общность, особенность, присущность);
2) объекты, которые могут быть обозначены словом «небытие», т.е. все не существующие объекты.
Санкхья.Термин «санкхья» может быть переведен как «число», «перечисление», «расчет».
Санкхья — одна из шести ортодоксальных школ древнеиндийской философии. Философия санкхья строится как перечисление основных элементов бытия в порядке их становления: от первоначал — ко всему многообразию мира.
Основоположником санкхьи по традиции считается мудрец Капи-ла,живший в VII в. до н.э.
Основные труды. Капила. «Санкхья-сутра» и «Санкхья-правача-на-сутра».
Философские воззрения. Теория причинности. Философия санкхья строится на базе теории причинности, где рассматривается взаимосвязь материальной причины и ее следствия.
Причина и следствие трактовались ими как явное и неявное состояние одной и той же субстанции, а следствие рассматривалось как результат реального превращения одного объекта (причины) в другой (следствие).
Онтология. В философии санкхья утверждается существование двух исходных видов реальности, т.е. первоначал: пракрити(материальная субстанция)и пуруши(идеальное начало). Первая состоит из трех гун: саттва, раджас и тамас.
Гуны не могут непосредственно восприниматься человеком, это умопостигаемые сущности, об их существовании мы может судить только благодаря их следствиям— объектам физического мира.
При соприкосновении пракрити и пуруши нарушается исходное равновесие гун, они обособляются и, соединяясь в разных комбинациях, образуют мир объектов. Первое, что появляется в мире, это махат,или буддхи.Поскольку эта первосущность является зародышем всех будущих объектов, она есть махат, т.е. великое единство. Но одновременно она есть и буддхи, т.е. интеллект, перед которым стоит задача познания бытия и который также стимулирует развитие мира. Его возникновение связано с преобладанием гуны саттвы.
Развитие буддхи приводит к появлению аханкары,главной функцией которой является чувство «Я и мое».
В зависимости от того, какая гуна является преобладающей, имеют место три вида аханкары, которые в итоги и порождают вес живое на земле.
Освобождение. Человеческое «я» само по себе свободно и бессмертно. Но под влиянием невежества и незнания оно смешивает себя с телом, чувствами и умом (манасом). Поэтому, когда страдает, например, тело, нашему «я» кажется, что это страдает оно само. Как только наше «я» осознает свое отличие от «не-я» (т.е. тела, чувств и ума-манаса), оно достигает состояния освобождения, становясь бесстрастным наблюдателем событий мира. Но для этого еще недостаточно просто понять эту истину, необходимо пройти долгий путь воспитания и постоянных размышлений о сути бытия и сущности нашего «я».
Отношение к Богу. Философия санкхья отвергает веру в Бога.
ЙогаТермин «йога» переводится как «соединение», «участие», «порядок», «глубокое размышление», «созерцание». Йога практическое воплощение теории санкхья. Высшая цель йоги состоит в достижении освобождения. Патанджали считал, что это возможно только благодаря осознанию отличия нашего подлинного «я» от физического мира, включая наше тело, ум (манас) и эмпирическое «я». Для этого необходимо ограничить или подавить их функции, в результате происходит успокоение читты, и «я» может приобрести опыт и самосознание божественного «Я» (пуруши). Это божественное «Я» стоит выше всякой физической реальности с ее пространственно-временным и причинно-следственным устройством.
Основоположником классической йоги считается великий мудрец Патанджали,живший около IIв. до н.э.