Архитектура, живопись, прикладные искусства


Китайцы, уже в I тыс. до н.э., умели строить здания в несколько этажей. Схема была проста: опора из деревянных столбов, крыша покрытая черепицей из обожженной глины. Особенность таких крыш проявлялась в загнутых вверх краях, такой стиль называется пагода. До наших времен дошли пагода Сун-юэ-сы и «Большая пагода диких гусей». Об уровне развития архитектуры и строительства говорит то, что к III веку до нашей эры было отстроено более 700 дворцов для императора и его приближенных. В одном из дворцов был выстроен зал, в котором одновременно могло собраться 10 000 человек.
Синхронно с развитием архитектуры, развивались и, живопись, прикладные искусства. Особенностью развития живописи, было применение туши для рисования на бумаге, шелке.
Не могут не вызывать восхищение, дошедшие до нашего времени резные фигурки из нефрита и слоновой кости. Развитие художественной керамики, стало предтечей появления фарфора.

И-Цзин (易經) в переводе с китайского и означает Книга Перемен. Этот трактат представляет собой классическое произведение китайской канонической литературы, стоящее во главе как Тринадцатиканония (Ши сань цзин), так и Пятиканония (У-Цзин). Название учения объясняет его основную идею – идею всеобщей изменчивости, постоянной смены событий. Как известно, на небосводе Солнце и Луна периодически сменяют друг друга, четыре времени года поочередно уступают друг другу место. Планеты, звезды и галактики своими взаимными перемещениями оказывают непосредственное действие на все живые существа.

Что принесет миру то или иное состояние небесных тел, как отразится на обществе и человеке? Подарит ли мир и процветание Поднебесной или ознаменует тяжелое время междоусобных войн и стихийных бедствий? Все небесные закономерности можно трактовать, используя знания, переданные нам мудрецами в Книге Перемен.

Философия Книги Перемен проходит красной нитью через всю культуру Древнего Китая, так как она в основном определила мировоззрение китайского народа на долгие века. Повсюду проявляются ее принципы: математика и философия, политика и стратегия, живопись, музыка, танец, обряды или медицина – в Древнем Китае все берет свой исток из Книги Перемен. Комментарии к Книге Перемен написаны многими известными мудрецами. В ней есть афоризмы великого Лао-Цзы, есть комментарии основоположника нравственно-этического учения Конфуция, а также его учеников.

Древне-китайская мифология реконструируется по фрагментам древних исторических и философских сочинений («Шуцзин» — Книга Истории, древнейшие части XIV-XI вв. до н. э.; «Ицзин» — Кни́га Переме́н, древнейшие части VIII-VII вв. до н. э.; «Чжуан-цзы», IV-III вв. до н. э.; «Ле-цзы», IV век до н. э.-IV век н. э.; «Хуайнань-цзы», II век до н. э.; «Критические суждения» Ван Чуна, I век до н. э.). Наибольшее количество сведений по мифологии содержится в древнем трактате «Шань хай цзин» («Книга гор и морей»,IV-II вв. до н. э.), а также в поэзии Цюй Юаня (IV век до н. э.).

Одна из отличительных черт древнекитайской мифологической историзации — (эвгемеризация) мифических персонажей, которые под влиянием рационалистического конфуцианского мировоззрения очень рано начали истолковываться как реальные деятели глубокой древности. Главнейшие персонажи превращались в правителей и императоров, а второстепенные персонажи — в сановников, чиновников и т. п. Эвгемеризация мифов способствовала и характерному для китайской мифологии процессу антропоморфизации героев, который продолжался в народной мифологии вплоть до позднего времени. Большу́ю роль играли тотемистические представления. Так, племена иньцы, считали своим тотемом ласточку, племена ся — змею. Постепенно змея трансформировалась в дракона (лун), повелевающего дождем, грозой, водной стихией и связанного одновременно с подземными силами, а птица, вероятно, в фэнхуан — мифическую птицу — символ государыни (дракон стал символом государя).