Общая характеристика культуры Древней Индии. Особенности буддийской архитектуры и живописи. Роль скульптурного декора в оформлении храмовых сооружений.

В древнейшие времена индийцы поклонялись силам природы, от которых зависела их производственная деятельность. Бог Индра был благодетельным божеством, подателем дождя, борцом с духами засухи и грозным богом бури, вооруженным молнией.

Бог солнца Сурия, по представлению древних индийцев, каждое утро выезжал на золотой колеснице, запряженной огненно- рыжими конями. Богам приносили жертвы, молились им. Считалось, что боги не могут отказать человеку в просьбе, если она сопровождалась правильно произнесенными заклинаниями и правильно выполненным жертвоприношением.

В эпоху образования классового общества и государства боги природы превращаются в богов — покровителей государства и царской власти. Бог Индра превратился в покровителя царя, в божество грозной войны.
Со временем, в древней Индии складывается особая жреческая религиозная система — брахманизм. Жрецы-брахманы считали себя единственными знатоками и хранителями священного знания. Они объявили себя лучшими из людей: Индийский храм. Ill—IV вв.божествами в облике человека. В период распространения брахманизма богам приносили обильные жертвы. Выгоду от этого получали жрецы-брахманы. Брахманизм освящал рабовладельческое государство, как якобы установленное самими богами, укреплял выгодную рабовладельцам кастовую систему.

Против кастовой системы и поддерживавшего ее брахманизма в Древней Индии возникло движение протеста. Оно нашло выражение и в новой религии — буддизме. Первоначально буддизм выступил против кастового деления. Приверженцы новой религии учили, что все люди должны быть равны независимо от того, к какой касте они принадлежат. В то же самое время последователи буддизма не боролись против кастовой системы и общественной несправедливости, так как буддизм проповедовал отказ от всякой борьбы. Буддизм получил широкое
распространение в Индии в середине первого тысячелетия до н. э. Из Индии он перешел в соседние страны и является в настоящее время одной из наиболее распространенных религий Востока.

Письменность и литература

Крупнейшим культурным достижением древних индийцев было создание алфавитного письма из содержащего 50 знаков. Эти знаки обозначали отдельные гласные и согласные звуки, а также слоги. Индийское письмо гораздо проще египетских иероглифов и вавилонской клинописи. Правила письма излагались в особых учебниках грамматики, созданных в V в. до н. э. индийским ученым Панини.
Грамота в древней Индии была доступна главным образом брахманам. Они записали в своих законах, что бог Брахма создал индийское письмо и только брахманам разрешил им пользоваться.

Уже в XI—X вв. до и. э. индийские певцы исполняли гимны богам. Сборники этих гимнов называются Ведами. Они были впоследствии записаны и стали памятниками литературы. Веды знакомят нас с древнейшими религиозными верованиями индийцев. Они содержат множество легенд, легших в основу произведений художественной литературы.
В прекрасных поэмах «Махабхара- та» и «Рамаяна» содержится информация о подвигах древних царей и героев, об их походах и завоеваниях, о войнах между индийскими племенами.
Индийцы создали множество сказок, в которых отразилось отношение народа к угнетателям. В этих Фигуры львов на верхушке колонны. 111 с. до н. э.сказках цари выведены безрассудными, жрецы — глупыми и жадными, а простые люди — смелыми и находчивыми.
В одной из индийских сказок говорится о купце, жалевшем деньги на корм для своего осла. Купец надевал на своего осла львиную шкуру и пускал его пастись на поля бедняков. Сторожа и земледельцы в ужасе разбегались, думая, что видят льва, и осел наедался досыта. Но однажды осел закричал. Жители деревни узнали осла по голосу и забили его палками. Так был наказан купец, привыкший обманывать людей и наживаться за их счет.
Многие индийские сказки были еще в древности переведены на китайский, тибетский и другие языки народов Востока. Они живут и по сей день, свидетельствуя о таланте и мудрости их создателя—: великого индийского народа.
Про искусство

Индийские архитекторы сооружали замечательные храмы и дворцы, отличающиеся необычайной тщательностью отделки. Поражал великолепием царский дворец в Паталипутре. Главные входы этого огромного деревянного здания представляли собой ряды колонн. Колонны были украшены Каменные ворота, украшенные резьбой. 1 в. до н. э.позолоченными виноградными лозами и птицами, искусно отлитыми из серебра. Чужестранцы не могли поверить, что дворец в Паталипутре сооружен людьми; им казалось, что его создали боги.
На священных для древних индийцев местах воздвигались ступы — огромные сооружения из кирпича или камня в форме кургана. Ступу окружала каменная ограда с одним или несколькими воротами. Ворота были сложным архитектурным сооружением, украшенным богатой резьбой и скульптурой.

Памятниками упорного труда являются сохранившиеся в горах древние пещерные храмы и монастыри. В скалах вырубались обширные залы и коридоры. Они украшались резными колоннами и цветной росписью, вызывающей восхищение современных художников.

Превращение буддизма ветви тхеравада в государственную религию (3 век до н.э.) повлекло за собой возникновение каменных культовых сооружений, служивших целям пропаганды идей буддизма. Считается, что за время правления Ашоки Маурья в Индии было возведено в разных местах 84 тыс. Ступ, между которыми были разделены реликвии Будды, ранее хранившиеся в восьми надгробных ступах.

Ступа или дагоба - архитектурное нововведение, импортированное из северной Индии, обычно заключает в себе реликвии Будды или другие святыни раннего буддизма, которым поклоняются даже сегодня и изначально представляла собой простую насыпь земли со всавленной в середину деревянной мачтой. Время от времени правящие монархи вносили свои усовершенствования и в процессе времени ступы раннего периода не сохранились в своем первозданном виде. Зонтик на мачте, древний восточный символ королевской власти, и платформа, поддерживающая зонтик, были добавлены позже. Кольцо из камня вокруг основания ступы не позволяло земле осыпаться. Согласно хроникам, слоны, обутые в кожаные ботинки, утрамбововали землю. Познее к верхней части зонтика добавили шпиль. Со II века до нашей эры начали строить ступы из кирпича на фундаменте. Внутри каждой ступы находится комната, украшенная живописью и скульптурами. В комнате замурованы реликвии - предметы, принадлежащие Бкдде, или фрагменты его физических останков. Впоследствии ступы стали строить на платформах (иногда 3-х ярусных) с входом с 4-х сторон света. Ступеньки начинались ванночками с водой для омовения ног верующих. Вокруг ступы напротив каждого входа цветочные алтари.

ХРАМ-ПЕЩЕРА ЛОМАСА РИШИ (3 век до н.э.) имеет овальное в плане святилище (5,2х4,3 м) и прямоугольный зал-вестибюль (6х10,3 м при высоте 2,3 м). Камень стен и входа тщательно отполированы. Фасад воспроизводит форму двускатной крыши из досок с острым хребтом и концами продольных брусьев, несущих перекрытие. По сторонам ниши входного проема, слегка расширенного книзу, находятся пилястры, а над ее полукруглым сводом – две люнеты в виде поясов. Верхний пояс украшен решеткой, а нижний – рельефным фризом с фигурами слонов, поклоняющихся ступам. Объектом поклонения сангхи школы адживика здесь была ступа, занимающая центральное место в святилище.

ЧАЙТЬЯ (1 век до н.э.) в Карле, штат Махараштра, вырублена в скалах на возвышенности. Храм хорошо сохранился за исключением входной части, которая почти разрушена. Реставрация показала, что перед пещерой со стороны фасада возвышались две шестнадцатигранные колонны, высотой 15 м, а в вестибюле была деревянная музыкальная галерея. Боковые стены вестибюля были сплошь декорированы: внизу – протомами слонов, выше – фигурами людей и Будды, а также подковообразными ложными окнами в пять ярусов. Хоам освещался огромным подковообразным «солнечным окном» с килевиндым наружным очертанием и ложными концами брусьев стропил по внутреннему контуру.