Историческая и культурологическая периодизация мировой культуры.
Основные этапы развития мировой культуры:
- культура первобытного общества (2-1млн до н. э – 2 тыс. до н э)
- культура каменного века (палеолит, мезолит)
- Культура бронзового века
- Культура железного века
-Культура Др. Востока (с 5тыс. до н э – 5 в)
-Культура Др. Египта
-Культура Др. Передней Азии
- культура Др. Индии
- Культура Др. Китая
-Культура Античности (6в до н э -5 в н э)
-Культура Др. Греции
-Культура Др. Рима
-Культура Средневековья(5в-15в)
-Культура эпохи возрождения (кон 12-13 вв)
-культура Итальянского возрождения
-Культ. Северного Возрождения
- культ Нового времени
-культ эпохи просвящения
-культ 19 века
-культ Новейшего времени (20в)
9.Понятия «первобытная культура» и «традиционная культура». Характерные четры первобытной культуры. Синкретичность первобытного искусства.
Традиционная культура — это специфический способ организации жизнедеятельности, основанный на наследовании доминирующих смыслов, ценностей, норм[1].
Традиционная культура представлена сказками, преданиями, образами героев и другими явлениями, в которых переплетается память о значительных событиях в жизни больших групп людей (в том числе целых этносов) и вымысел. Чаще всего образцы народной культуры отражают житейскую мудрость, которая дополняется конкретно-историческими обстоятельствами, закрепляющимися и передающимися из поколения в поколение рассказами. В большинстве случаев в них отражаются не реально имевшие место в действительности события, а социальные отношения между людьми, дополненные фантазией рассказчиков, их представлениями о добре и зле, идеальном обществе.
Первобытная культура – первый и самый длительный этап в развитии культуры. Он соотносится с возникновением современного человека и человеческого общества. Временные рамки этого периода в развитии культуры связывают с исторической периодизацией: древнейший период человеческой истории и культуры — это эпохи палеолита (800-13 тыс. лет до н. э.), мезолита (13-6 тыс. лет до н.э.) и неолита (6-2 тыс. лет до н.э.).
Первым историческим свидетельством появления на Земле человека являются самые примитивные орудия труда, возраст которых, по мнению палеоантропологов - специалистов, изучающих историю возникновения человека, около 2 млн. лет. Факт появления орудий труда дает основание предполагать, что в этот период началось становление человека и человечества. Однако только 50— 30 тыс. лет назад появился Homo sapiens (неоантроп, кроманьонец) — современный человек, который в полной мере может считаться культурным существом.
Основным занятием кроманьонцев была охота, собирательство и рыбная ловля, для чего использовались каменные, деревянные, костяные орудия труда. Техника их изготовления носила уже более совершенный характер, связанный с вторичной обработкой сырья (так, отколотые пластины кремния шлифовались и превращались в скребки, резцы, ножи и т.д.). Кроме пещер и землянок, использовавшихся в качестве жилища, появились постройки из костей животных. Кроманьонцы изготавливали одежду из шкур и растительных материалов. В это время появляется пешерная живопись, статуэтки и украшения.
В дальнейшем – в эпохах мезолита и неолита — совершенствовались орудия труда, усложнялись похоронные обряды, свидетельствовавшие о наличии культа предков и веры в загробную жизнь, появились первые транспортные средства — лодка и лыжи, возникли керамика и ткачество, но главное — это то, что люди перешли от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, что повлекло за собой распространение оседлого образа жизни.
На основе данных археологии, этнографии и языкознания можно обозначить основные черты первобытной (древней, архаичной) культуры — синкретизм, антропоморфизм, традиционность, социальное равенство.
Синкретизм первобытной культуры означает нерасчлененность, неразрывность восприятия древним человеком различных явлений окружающего мира и свойств, присущих людям. Синкретизм проявлялся в следующих формах:
- синкретизм общества и природы. Первобытный человек воспринимал себя как органичную чадть природы, ощущая свое родство со всеми живыми существами, не выделяя себя из природного мира;
синкретизм личного и общественного. Первобытный человек отождествлял себя с общиной, к которой принадлежал. «Я» заменяло существование «мы» как рода. Возникновение человека в его современном виде было связано с вытеснением либо заменой индивидуальности, которая проявлялась лишь на уровне инстинктов;
- синкретизм различных сфер культуры. Искусство, религия, медицина, земледелие, скотоводство, ремесла, добывание пищи не были обособлены друг от друга. Предметы искусства (маски, рисунки, статуэтки, музыкальные инструменты и т.д.) долгое время использовались главным образом как предметы повседневного быта;
- синкретизм как принцип мышления. В мышлении первобытного человека отсутствовало четкое противопоставление субъективного и объективного; наблюдаемого и воображаемого; внешнего и внутреннего; живого и мертвого; материального и духовного. Важной особенностью первобытного мышления было синкретичное восприятие символов и реальности, слова и предмета, который этим словом обозначался. Поэтому с помощью нанесения вреда предмету или изображению человека считалось возможным причинить им реальное зло. Это привело к появлению фетишизма — веры в способность предметов обладать сверхъестественной силой. Особым символом в первобытной культуре выступало слово. Имена воспринимались как часть человека или вещи.