Тема: Культурология как наука и учебная дисциплина


В предмете культурологии культура представлена в виде …

 

    моделей поведения
      мировой художественной культуры в ее историческом развитии
      теорий и моделей развития человеческих обществ
      духовной связи между различными историческими периодами

 

Решение:
Предметом культурологии является культура в ее развитии, в различных формах, видах, в ее функционировании и конфликтах. Причем, культура понимается как сложное образование, вбирающее в себя искусство, систему знаний, освоенных обществом, нравы, способы (технологии) поведения, принятые в разных сферах человеческой деятельности.

Лейбович, О. Л. Учебный комплекс по культурологии. Гриф «Рекомендовано Научно-методическим Советом по культурологии Минобр РФ для высших учебных заведений в качестве учебного пособия по дисциплине «Культурология» блока ГСЭ государственного образовательного стандарта». / О. Л. Лейбович. – Пермь : ПГТУ, 2005. – С. 23.

 


ЗАДАНИЕ N 2 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культурология в системе наук о человеке, обществе и природе


Пересечение культурологии и философии культуры обусловлено тем, что …

 

    культурная жизнь является частью общей исторической картины
      культура и история развиваются по общим законам
      культурные и исторические процессы определяются экономическими факторами
      культура является предметом изучения истории

 

Решение:
Культура определенным образом попадает в круг исторического знания. Имеется два основных аспекта пересечения этих наук. Во-первых, исторический подход распространяется на сферу культурной жизнедеятельности человека, которая не может быть выделена из общей исторической картины общества. В свою очередь многие фундаментальные выводы истории невозможны без учета процессов, происходящих в сфере культуры. Во-вторых, культурное развитие человека делает его все более значимым фактором исторического процесса, обеспечивая наполнение истории гуманистическим содержанием и смыслом.

Культурология : учеб. / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2005. – С. 54.

 


ЗАДАНИЕ N 3 отправить сообщение разработчикам
Тема: Структура культурологии


Социология культуры …

 

    исследует процесс функционирования культуры в обществе
    выявляет динамику развития групповых культур
      разрабатывает теоретические подходы к исследованию культуры
      выявляет особенности культуры различных исторических эпох

 

Решение:
Социология культуры, отрасль культурологии, исследующая процесс функционирования культуры в обществе; тенденции культурного развития, проявляющиеся в сознании, поведении и образе жизни социальных групп…
Социология культуры воссоздает многообразие групповых культур, выявляет динамику развития, основу консолидации или распада, определяет причины растворения или кристаллизации в них новых ценностей.

Культурология: учебник / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. - М.: Высшее образование, 2005. С. 32.

 


ЗАДАНИЕ N 4 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культура как объект исследования в культурологии


К обыденному уровню правовой культуры можно отнести …

 

    общественное мнение
      систему охраны общественного порядка
      межличностные отношения между людьми
      юриспруденцию

 

Решение:
Обыденный уровень правовой культуры представлен моралью, нравственностью, общественным мнением.

Садохин А. П. Культурология. Теория культуры : учеб. пособие для вузов / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. – 2-изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – С. 165.

 


ЗАДАНИЕ N 5 отправить сообщение разработчикам
Тема: Ранние этапы становления культурологического знания


С точки зрения Ж. Ж. Руссо культура …

 

    является естественным состоянием человека
      противоречит естественной природе человека
      является системой человеческих ценностей
      представляет собой манеру поведения человека в обществе

 

Решение:
Культура для Ж. Ж. Руссо – естественное состояние человека, когда разум и чувства не противоречат друг другу, а человек в единстве с природой становится целостным: его чувства разумны, а разум окрашен искренними чувствами.

Быстрова, А. Н. Мир культуры (Основы культурологии) :учебное пособие – 2-е изд., испр. и доп. / А.Н. Быстрова. – М. Изд-во Фёдора Конюхова; Новосибирск : ЮКЭА, 2002. С. 27-28.

 


ЗАДАНИЕ N 6 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культурологическая мысль XIX в.


В работах Э. Б. Тайлора …

 

    изложены основные идеи классического эволюционизма
    отразился позитивистский подход к культуре
      нашли отражение идеи функционализма
      высказывается идея о детерминировании развития культуры экономикой и материальным производством

 

Решение:
Э. Б. Тайлора можно назвать родоначальником позитивистского подхода к культуре. Ведь он открыто заявлял, что не желает иметь ничего общего с трансцендентальной философией и богословием, что его целью является строго научный анализ феномена культуры.
Основные идеи классического эволюционизма были изложены в работах Э. Б. Тайлора «Исследования в области древней истории человечества» и «Первобытная культура».

Садохин А. П. Культурология. Теория культуры : учеб. пособие для вузов / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. – 2-изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – С. 50–51.

 


ЗАДАНИЕ N 7 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культурологические концепции конца XIX - начала XX вв.


В концепции А. Тойнби каждая цивилизация …

 

    является одной из ступеней на пути реализации человеком своего божественного предназначения
    базируется на общности религии
      представляет собой замкнутый организм
      основывается на языковом единстве

 

Решение:
А. Тойнби не рассматривает каждую локальную цивилизацию как обособленный замкнутый организм. Он считает, что каждая цивилизация является одной из ступеней на пути реализации человеком своего божественного предназначения. Поскольку человек пытается реализовать себя в разных областях, мы имеем дело с альтернативными локальными цивилизациями.
В основу цивилизаций Тойнби положил не язык, не этническую принадлежность, а религию.

Садохин А. П. Культурология. Теория культуры : учеб. пособие для вузов / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. – 2-изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – С. 68.

 


ЗАДАНИЕ N 8 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культурологические концепции XX - начала XXI вв.


Методы структурной лингвистики для анализа особенностей культурной жизни первобытных племен использовал …

 

    К. Леви-Стросс
      Л. Уайт
      Э. Кассирер
      Й. Хейзинга

 


ЗАДАНИЕ N 9 отправить сообщение разработчикам
Тема: Ценности и нормы культуры


На определенный образец для подражания опираются ________ нормы.

 

    эталонные
      искусственные
      художественные
      национальные

 


ЗАДАНИЕ N 10 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культура как система знаков. Языки культуры


Предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемый для ее приобретения, хранения, переработки и передачи, называется …

 

    знаком
      жестом
      игрой
      обрядом

 

Решение:
Знак – это предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемый для ее приобретения, хранения, переработки и передачи. В культуре исторически складываются разнообразные системы знаков.

Культурология : учеб. / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. – М : Высшее образование, 2008. – С. 114.

 


ЗАДАНИЕ N 11 отправить сообщение разработчикам
Тема: Динамика культуры


Процесс самообновления культуры осуществляется благодаря …

 

    трансформации уже существующих форм
    возникновению новых феноменов
      теоретическому моделированию
      накоплению исторического опыта

 


ЗАДАНИЕ N 12 отправить сообщение разработчикам
Тема: Природа, общество, человек, культура как формы бытия


Мир человека от мира природы отличается большей …

 

    сложностью
      простотой
      гармоничностью
      продолжительностью

 


ЗАДАНИЕ N 13 отправить сообщение разработчикам
Тема: Основания типологии культуры


Исторически сложившийся комплекс особенностей хозяйства и культуры, характерный для народов, обитающих в определенных естественно-географических условиях, при определенном уровне их социально-экономического развития, называется …

 

    хозяйственно-культурным типом
      общиной
      локальной группой
      индустриальным обществом

 


ЗАДАНИЕ N 14 отправить сообщение разработчикам
Тема: Восточный и западный типы культуры


Для человека восточной культуры характерны …

 

    представление о том, что человек не имеет права вмешиваться в существующий в природе порядок
    стремление к созерцанию природных объектов
      стремление раскрыть тайны природы и подчинить ее себе
      представление о том, что природа должна служить человеку

 


ЗАДАНИЕ N 15 отправить сообщение разработчикам
Тема: Исторические типы культуры


В XVIII веке европейская культура приобретает преимущественно _____ характер.

 

    рационалистический
      мистический
      мифологический
      массовый

 


ЗАДАНИЕ N 16 отправить сообщение разработчикам
Тема: Место и роль России в мировой культуре


Большую роль в развитии самосознания русского народа сыграла …

 

    православная церковь
      этническая культура
      культурная самоидентичность
      народная культура

 


ЗАДАНИЕ N 17 отправить сообщение разработчикам
Тема: Традиционная культура первобытности


Установите соответствие между формами религиозных верований и их определениями:
1) тотемизм;
2) фетишизм;
3) шаманизм.

 

    вера в родство группы людей и каких-либо животных или растений
    поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства
    вера в возможность общения особых служителей культа с миром духов
      вера в существование духов и душ

 


ЗАДАНИЕ N 18 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культура Востока


Особое место среди других искусств в Египте занимала …

 

    архитектура
      живопись
      музыка
      скульптура

 


ЗАДАНИЕ N 19 отправить сообщение разработчикам
Тема: Основные этапы развития западноевропейской культуры


Установите соответствие между произведением и его автором.
1) «Декамерон»;
2) «Поцелуй Иуды» (капелла дель Арена в Падуе);
3) «Весна».

 

    Джованни Боккаччо
    Джотто ди Бондоне
    Сандро Боттичелли
      Данте Алигьери

 


ЗАДАНИЕ N 20 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культура России


Партию сторонников культурной изоляции России, сложившуюся в середине XVII в., называют …

 

    грекофилами
      славянофилами
      исихастами
      никонианами

 

Решение:
В середине XVII в. во время правления Алексея Михайловича в русском обществе сложились две враждующие партии – грекофильская и западническая, сторонников старины, изоляционизма, и реформаторов, стремившихся к европеизации России.

Садохин А. П. Культурология : теория и история культуры : учеб. пособие / А. П. Садохин. – М.: Эксмо, 2007. – С. 524.

 


ЗАДАНИЕ N 21 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 1 подзадача 1
«Все было в них еще в смешении; религия, политика, культура, общественно-экономическая организация еще не выделилась в особые категории деятельности, и напрасно приписывают этим первобытным цивилизациям…специально религиозный характер. Конечно, в эти первобытные времена, когда анализ играл еще весьма слабую роль в умственной деятельности человека, находившегося под подавляющим влиянием великого целого, мистико-религиозное направление проникало весь строй тогдашнего общества; но это значит только, что религиозная область, как и все прочие, еще не выделилась, не обособилась».

Развитие только религиозной стороны характерно для _____________ культурно-исторического типа.

 

    еврейского
      греческого
      египетского
      славянского

 

Решение:
Религия выделилась как нечто обособленное и вместе с тем высшее только в цивилизации еврейской и была всепроникающим ее началом. Только религиозная деятельность еврейского народа осталась заветом его потомству.

 


ЗАДАНИЕ N 22 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 1 подзадача 2
«Все было в них еще в смешении; религия, политика, культура, общественно-экономическая организация еще не выделилась в особые категории деятельности, и напрасно приписывают этим первобытным цивилизациям…специально религиозный характер. Конечно, в эти первобытные времена, когда анализ играл еще весьма слабую роль в умственной деятельности человека, находившегося под подавляющим влиянием великого целого, мистико-религиозное направление проникало весь строй тогдашнего общества; но это значит только, что религиозная область, как и все прочие, еще не выделилась, не обособилась».

Первичными можно считать _______ культуры.

 

    вавилонскую
    иранскую
      римскую
      германо-романскую

 

Решение:
Первичными, или аутохтнонными можно назвать культуры египетскую, китайскую, вавилонскую и индийскую, которые сами себя построили, сосредоточив на разных точках земного шара слабые лучи допервобытной государственной деятельности человека.

 


ЗАДАНИЕ N 23 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 1 подзадача 3
«Все было в них еще в смешении; религия, политика, культура, общественно-экономическая организация еще не выделилась в особые категории деятельности, и напрасно приписывают этим первобытным цивилизациям…специально религиозный характер. Конечно, в эти первобытные времена, когда анализ играл еще весьма слабую роль в умственной деятельности человека, находившегося под подавляющим влиянием великого целого, мистико-религиозное направление проникало весь строй тогдашнего общества; но это значит только, что религиозная область, как и все прочие, еще не выделилась, не обособилась».

Концепция «культурно-исторических типов» была разработана …
(Укажите фамилию.)

 

 
 
 
 
данилевский

 


ЗАДАНИЕ N 24 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 2 подзадача 1
С. М. Соловьев писал: «Эпоха петровских преобразований подготавливалась тем, что, не трогая старого, к нему приставляли новое».
В искусстве основные противоборствующие тенденции эпохи ярче всего проявились в иконописи. Ведь по назначению своему икона оставалась прежде всего моленным образом. И церковь считала, что, оберегая древнюю иконописную традицию, она оберегает и чистоту православного вероучения, хранит его от посягательств западного католицизма.
Однако наиболее мыслящие художники, любители искусства… считали, что задачи иконописи более широки. Она должна отражать действительность».

Описанная ситуация характерна для русской иконописи _________ века, когда и была создана представленная икона «Троица».

 

    XVII
      XVIII
      XVI
      XV

 

Решение:
В XVII веке в русской иконописи столкнулись две тенденции: стремление сохранить древнюю традицию и приблизить икону к реальности.

 


ЗАДАНИЕ N 25 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 2 подзадача 2
С. М. Соловьев писал: «Эпоха петровских преобразований подготавливалась тем, что, не трогая старого, к нему приставляли новое».
В искусстве основные противоборствующие тенденции эпохи ярче всего проявились в иконописи. Ведь по назначению своему икона оставалась прежде всего моленным образом. И церковь считала, что, оберегая древнюю иконописную традицию, она оберегает и чистоту православного вероучения, хранит его от посягательств западного католицизма.
Однако наиболее мыслящие художники, любители искусства… считали, что задачи иконописи более широки. Она должна отражать действительность».

Русская иконопись отразила такие противоречия рассматриваемого столетия, как противоборство …

 

    традиции и требований современности
    церковного и мирского начал
      русской и западной культуры
      византийской и русской традиции

 


ЗАДАНИЕ N 26 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 2 подзадача 3
С. М. Соловьев писал: «Эпоха петровских преобразований подготавливалась тем, что, не трогая старого, к нему приставляли новое».
В искусстве основные противоборствующие тенденции эпохи ярче всего проявились в иконописи. Ведь по назначению своему икона оставалась прежде всего моленным образом. И церковь считала, что, оберегая древнюю иконописную традицию, она оберегает и чистоту православного вероучения, хранит его от посягательств западного католицизма.
Однако наиболее мыслящие художники, любители искусства… считали, что задачи иконописи более широки. Она должна отражать действительность».

На фото представлена «Троица», написанная …

 

 
 
 
 
симоном ушаковым | симон ушаков | ушаковым | ушаков |

 

Решение:
Икона «Троица» была написана Симоном Ушаковым в 1671 г. и отразила соединение традиций и новаций в русской иконописи XVII в. (традиционная иконография и светотеневое моделирование формы, объемность изображаемых ликов).