Тема: Культурология как наука и учебная дисциплина


К основным задачам культурологии не относится

 

    исследование социальной структуры различных человеческих коллективов
      изучение генезиса культуры в целом, а также отдельных явлений и процессов в культуре
      наиболее глубокое, полное и целостное объяснение культуры, ее сущности, содержания, признаков и функций
      разработка категориального аппарата, методов и средств изучения культуры

 


ЗАДАНИЕ N 2 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культурология в системе наук о человеке, обществе и природе


Использование достижений исторического знания в культурологии обосновано тем, что культура …

 

    имеет временную протяженность
      создана прежними поколениями
      включает памятники прошлого
      равнозначна традиции

 

Решение:
Когда мы имеем дело с явлениями культуры, в нашем распоряжении есть два метода интерпретации, которые можно было бы назвать историческим и функциональным. Используя исторический метод, мы «объясняем» культуру или какой-то отдельный ее элемент, показывая, каким образом они стали такими, каковы они есть, в процессе исторического развития. Этот метод наиболее пригоден в том случае, если мы располагаем исчерпывающими историческими данными.

Лейбович, О. Л. Учебный комплекс по культурологии. Гриф «Рекомендовано Научно-методическим Советом по культурологии Минобр РФ для высших учебных заведений в качестве учебного пособия по дисциплине «Культурология» блока ГСЭ государственного образовательного стандарта». / О. Л. Лейбович. – Пермь : ПГТУ, 2005. – С. 103.

 


ЗАДАНИЕ N 3 отправить сообщение разработчикам
Тема: Структура культурологии


На теоретическом уровне культурологии происходит …

 

    создание концепций
    формулировка законов
      обобщение знаний о явлениях культуры
      систематизация эмпирического материала

 

Решение:
На теоретическом уровне культурологии происходит создание теорий, концепций и формулировка законов.

Садохин А. П. Культурология. Теория культуры : учеб. пособие для вузов / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. – 2-изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – С. 13.

 


ЗАДАНИЕ N 4 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культура как объект исследования в культурологии


Функцией культуры не является

 

    управление законами природы
      наполнение смыслом различных видов человеческой деятельности
      производство идей, мировоззрений, ценностей
      формирование поведенческих норм

 


ЗАДАНИЕ N 5 отправить сообщение разработчикам
Тема: Ранние этапы становления культурологического знания


Понимание культуры как «возделывания души» для воспитания качеств истинного гражданина впервые появляется у …

 

    Цицерона
      Катона
      Платона
      Плутарха

 


ЗАДАНИЕ N 6 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культурологическая мысль XIX в.


Основными положениями эволюционизма являются …

 

    всеобщность культурных форм
    каждая культура неповторима и уникальна, равноправна и равноценна
      культура – инструмент удовлетворения основных потребностей человека
      культура – система, состоящая из взаимодействующих элементов

 

Решение:
Первые эволюционистские теории культуры стремились к созданию общей науки о человеке и культуре. Главными предметными областями исследований были стадии развития культур, исторические формы брака и семьи, выявление причин ряда запретов (табу), обычаев (экзогамия), анализ культурного своеобразия первых форм религии.

Культурология: учеб. / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. – М : Высшее образование 2005. – С. 454–455.

 


ЗАДАНИЕ N 7 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культурологические концепции конца XIX - начала XX вв.


Чертами идеациональной культуры в концепции П. Сорокина являются …

 

    подчинение науки и философии религии
    преобладание сверхчувственных ценностей
      утилитарная оценка действительности
      ориентация на удовлетворение чувственных потребностей

 


ЗАДАНИЕ N 8 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культурологические концепции XX - начала XXI вв.


Л. Уайт выделил три составляющих подсистемы культуры: технологическую, социальную, и …

 

    идеологическую
      материальную
      художественную
      политическую

 

Решение:
Л. Уайт выделил три составляющих культуры:
- технологическую подсистему, включающую материальные устройства для общения с природой,
- социальную подсистему, предлагающую способы и типы поведения в обществе, и, наконец,
- идеологическую подсистему, состоящую из идей, образов и верований.

Мареева, Е. В. Культурология. Теория и история культуры: учеб. пособие / Е. В. Мареева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Экзамен, 2008. – С. 29.

 


ЗАДАНИЕ N 9 отправить сообщение разработчикам
Тема: Ценности и нормы культуры


Древнейшей формой норм является …

 

    запрет
      этикет
      мораль
      вира

 

Решение:
На начальных этапах становления культуры и цивилизации нормы появились в виде запретов, так называемых табу. Считалось, что нарушение табу наносит вред всему сообществу (роду, племени). Запреты – древнейшие формы норм.

Теория культуры: учеб. пособие / под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. – СПб.: Питер, 2008. – С. 70–71.

 


ЗАДАНИЕ N 10 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культура как система знаков. Языки культуры


Язык культуры описывает реальность при помощи …

 

    формализации, метафоризации, искажения
      системы художественных стилей
      верификации, концептуализации, отождествления
      конечных значений и смыслов

 

Решение:
Набор знаков (алфавит, лексика) и правил их сочетания (грамматика, синтаксис) в языке всегда конечен, а потому ограничен по отношению к многообразию явлений действительности и смыслов. Поэтому закрепление смысла в языке, его «означение» предполагает не только формализацию, но и метафоризацию, определенное искажение; означающее тяготеет над означаемым. Данная ситуация усугубляется при «переводе» информации с одного языка на другой, причем искажение тем значительнее, чем сильнее различаются принципы «означения» (референцирования) в этих языках.

Шейкин, А. Г. Язык культуры // Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2-х т. Т. 2 / А. Г. Шейкин. – СПб.: Университетская книга, 1998. [Электронный текст] Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/levit01/txt139.htm

 


ЗАДАНИЕ N 11 отправить сообщение разработчикам
Тема: Динамика культуры


Типами культурной изменчивости, помимо развития, являются …

 

    деградация
    десемантизация
      актуальность
      эффективность

 

Решение:
Культурная изменчивость – свойство инициированного или спонтанного самообновления культуры, включая развитие, деградацию или десемантизацию отдельных ее черт или целых комплексов. Изменчивость может иметь и деградирующую направленность, связанную с утратой функциональной эффективности или социальной актуальности тех или иных объектов и структур, изменением практической функции, а также с их физической изношенностью или потерей. И, наконец, третий характерный тип культурной изменчивости – десемантизация объекта или структуры, утрата его первоначального смысла, перемена этого смысла, интерпретации и оценки объекта в общественном мнении.

Флиер А. Я. Культурология для культурологов / А. Я. Флиер. – 2-е изд. – М.: МГУКИ, 2009. – С. 414–415.

 


ЗАДАНИЕ N 12 отправить сообщение разработчикам
Тема: Природа, общество, человек, культура как формы бытия


Способом передачи культурной информации не является ______ трансмиссия.

 

    механическая
      горизонтальная
      непрямая
      вертикальная

 

Решение:
Существует три способа передачи культурной информации: вертикальная трансмиссия, в ходе которой социокультурная информация передается от родителей к детям; горизонтальная трансмиссия, при которой освоение культурного опыта и традиции идет в общении со сверстниками; непрямая трансмиссия, при которой индивид обучается у окружающих его людей как на практике, так и в специализированных институтах инкультурации.

Садохин, А. П. Культурология. Теория культуры : учеб. пособие для вузов / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. – 2-изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – С. 257.

 


ЗАДАНИЕ N 13 отправить сообщение разработчикам
Тема: Основания типологии культуры


Характерной чертой региональных культур является то, что …

 

    каждая из них существует в определенном географическом ареале
      они несут в себе традиции предков
      их богатство приумножается на основе письменности
      их постижение требует серьезных интеллектуальных усилий

 


ЗАДАНИЕ N 14 отправить сообщение разработчикам
Тема: Восточный и западный типы культуры


Для западного склада ума характерны …

 

    логическое развитие мысли
    практическая направленность
      поэтические обороты и фантастические образы
      сосредоточенное погружение в себя

 


ЗАДАНИЕ N 15 отправить сообщение разработчикам
Тема: Исторические типы культуры


Духовным основанием первобытной культуры является …

 

    мифологическое сознание
      гуманизм
      рациональное знание
      патриархат

 


ЗАДАНИЕ N 16 отправить сообщение разработчикам
Тема: Место и роль России в мировой культуре


К основным установкам русской культуры не относится

 

    независимость частной жизни от властей
      коллективизм
      духовность
      фетишизация государственной власти

 


ЗАДАНИЕ N 17 отправить сообщение разработчикам
Тема: Традиционная культура первобытности


Установите соответствие между формами религиозных верований и их определениями:
1) магия;
2) тотемизм;
3) анимизм.

 

    вера в возможность достигнуть поставленной цели сверхъестественным путем
    вера в родство группы людей и каких-либо животных или растений
    вера в существование духов и душ
      вера в возможность общения особых служителей культа с миром духов

 


ЗАДАНИЕ N 18 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культура Востока


Принцип «око за око» сформировался в законодательстве …

 

    Двуречья
      Египта
      Японии
      Индии

 

Решение:
Главным принципом наказаний в Древнем Двуречье был талион – «око за око», «руку за руку», «сына за сына», «раба за раба».

Быстрова А. Н. Мир культуры (Основы культурологии) : учеб. пособие / А. Н. Быстрова. – М. : Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск : ООО «Издательство ЮКЭА», 2002. – С. 128.

 


ЗАДАНИЕ N 19 отправить сообщение разработчикам
Тема: Основные этапы развития западноевропейской культуры


Установите соответствие между произведениями и драматургом.
1) «Орестея», «Прометей прикованный»;
2) «Медея», «Федра»;
3) «Царь Эдип», «Антигона».

 

    Эсхил
    Еврипид
    Софокл
      Аристофан

 


ЗАДАНИЕ N 20 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культура России


Для политики советской власти в сфере культуры не характерен(-но)

 

    мировоззренческий плюрализм
      диктат
      монополизм
      доминирование марксизма-ленинизма

 


ЗАДАНИЕ N 21 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 1 подзадача 1
Из работы К. Ясперса:
«Ось мировой истории, если она вообще существует, может быть обнаружена только эмпирически как факт, значимый для всех людей… Эту ось следует искать там, где возникли предпосылки, позволившие человеку стать таким, каков он есть, где с поразительной плодотворностью шло также формирование человеческого бытия, которое, независимо от определенного религиозного содержания, могло стать настолько убедительным – если не своей эмпирической неопровержимостью, то, во всяком случае, некой эмпирической основой для Запада, да и Азии, для всех людей вообще, что тем самым для всех народов были бы найдены общие рамки их исторической значимости».

Для эпохи «осевого времени» характерно появление …

 

    философии
      мировых империй
      современной науки
      первых цивилизаций

 


ЗАДАНИЕ N 22 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 1 подзадача 2
Из работы К. Ясперса:
«Ось мировой истории, если она вообще существует, может быть обнаружена только эмпирически как факт, значимый для всех людей… Эту ось следует искать там, где возникли предпосылки, позволившие человеку стать таким, каков он есть, где с поразительной плодотворностью шло также формирование человеческого бытия, которое, независимо от определенного религиозного содержания, могло стать настолько убедительным – если не своей эмпирической неопровержимостью, то, во всяком случае, некой эмпирической основой для Запада, да и Азии, для всех людей вообще, что тем самым для всех народов были бы найдены общие рамки их исторической значимости».

К осевым народам можно отнести …

 

    индийцев
    иудеев
      египтян
      ацтеков

 


ЗАДАНИЕ N 23 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 1 подзадача 3
Из работы К. Ясперса:
«Ось мировой истории, если она вообще существует, может быть обнаружена только эмпирически как факт, значимый для всех людей… Эту ось следует искать там, где возникли предпосылки, позволившие человеку стать таким, каков он есть, где с поразительной плодотворностью шло также формирование человеческого бытия, которое, независимо от определенного религиозного содержания, могло стать настолько убедительным – если не своей эмпирической неопровержимостью, то, во всяком случае, некой эмпирической основой для Запада, да и Азии, для всех людей вообще, что тем самым для всех народов были бы найдены общие рамки их исторической значимости».

«Осевому времени», по мнению К. Ясперса, предшествовала _________ эпоха.

 

 
мифологическая |

 

Решение:
Наступлению «осевого времени» предшествовала мифологическая эпоха. Миф стал материалом для языка.

 


ЗАДАНИЕ N 24 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 2 подзадача 1

Представленный образ засвидетельствован практически повсеместно или в чистом виде, или в вариантах (нередко с подчеркиванием той или иной частной функции). Он выявлен или реконструируется на основе мифологических, в частности космологических представлений, зафиксированных в словесных текстах разных жанров, памятниках изобразительного искусства (живопись, орнамент, скульптура, глиптика, вышивка и т.п.), архитектурных сооружениях (прежде всего культовых), утвари в широком смысле слова, ритуальных действиях и т. д. Прямо или косвенно этот образ восстанавливается для разных традиций в диапазоне от эпохи бронзы (в Европе и на Ближнем Востоке) до настоящего времени. Он играл особую организующую роль по отношению к конкретным мифологическим системам, определяя их внутреннюю структуру и все их основные параметры.

Конкретным примером структурирования живого организма мира в его личностно-пространственно-временной полноте является образ …

 

    мирового древа
      Бога
      мифа
      Человека

 


ЗАДАНИЕ N 25 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 2 подзадача 2

Представленный образ засвидетельствован практически повсеместно или в чистом виде, или в вариантах (нередко с подчеркиванием той или иной частной функции). Он выявлен или реконструируется на основе мифологических, в частности космологических представлений, зафиксированных в словесных текстах разных жанров, памятниках изобразительного искусства (живопись, орнамент, скульптура, глиптика, вышивка и т.п.), архитектурных сооружениях (прежде всего культовых), утвари в широком смысле слова, ритуальных действиях и т. д. Прямо или косвенно этот образ восстанавливается для разных традиций в диапазоне от эпохи бронзы (в Европе и на Ближнем Востоке) до настоящего времени. Он играл особую организующую роль по отношению к конкретным мифологическим системам, определяя их внутреннюю структуру и все их основные параметры.

Символ мирового древа упорядочивает и структурирует мир, выделяет в нем ряд оппозиций – _________ (по четырем сторонам света, в связи с чем из дерева легко вырастает мотив креста) и _________ членение пространства.

 

    горизонтальное
    вертикальное
      полярное
      солярное

 


ЗАДАНИЕ N 26 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 2 подзадача 3

Представленный образ засвидетельствован практически повсеместно или в чистом виде, или в вариантах (нередко с подчеркиванием той или иной частной функции). Он выявлен или реконструируется на основе мифологических, в частности космологических представлений, зафиксированных в словесных текстах разных жанров, памятниках изобразительного искусства (живопись, орнамент, скульптура, глиптика, вышивка и т.п.), архитектурных сооружениях (прежде всего культовых), утвари в широком смысле слова, ритуальных действиях и т. д. Прямо или косвенно этот образ восстанавливается для разных традиций в диапазоне от эпохи бронзы (в Европе и на Ближнем Востоке) до настоящего времени. Он играл особую организующую роль по отношению к конкретным мифологическим системам, определяя их внутреннюю структуру и все их основные параметры.

Изображенная и описанная конструкция символизирует собой строение …

 

 
 
вселенной | вселенная |

 

Решение:
Древо мира, характерный для мифопоэтического сознания образ, воплощает универсальную концепцию Вселенной.