Эпоха Средневековья (5-15 века).

Античная философия.

Древнегреческая традиция.

Впервые тема культуры, проблема бытия человека в обществе обнаруживается в философии софистов (Протагор, Горгий), а также в философии Сократа.

В древнегреческой философии аналогом понятия «культура» выступало понятие «пайдейя» (воспитание, образование).

Культура как процесс воспитания и образования предполагала культивирование в человеке религиозности, патриотизма, гражданственности, свободы.

 

Эпоха Средневековья (5-15 века).

В эпоху Средневековья доминирующим становится христианское мировоззрение.Осмысление культуры приобретает богословское звучание.Богословы эпохи Средневековья (Боэций, Августин Блаженный, Фома Аквинский) полагали, что:культура возникает через осознание человеком духовного родства с Богом, через духовное самосовершенствование.

В основе средневекового представления о культуре лежит аскетический идеал личности (в его основе – образ человека духовного, страдающего, жаждущего искупления своих грехов).

Философия эпохи Нового времени (17- первая пол. 19 века)складывается под влиянием новаций и идей эпохи Возрождения (гуманизм, антропоцентризм).Идеи и ценности, определившие понимание культуры в философии эпохи Нового времени:приоритет научного знания;идеалы гуманизма (признание человека высшей ценностью общественного развития); идея прогрессивного развития общества автономность морали и личности по отношению к религии.

В философии эпоху Нового времени формируется «классическая модель культуры» (И. Кант, Г. Гердер).

Типология динамика, функции культуры.
понятия культурная динамика означает изменения которые происходят в культуре и человеке под воздействием различных факторов.

выделяют внешние и внутрение факторы культурной динамики
1) антропологические
2) демографические
3) социальные
4) экономические
5)аксеологические

основные модели динамических изменений в культуре:
-поступательно-линейная модель
в её основе прогрессивное развитие культуре
- стадиальная модель
развития культуры была основана в рамках такого направления культурологи как эволюционизм: согласно данной модели развития человека осуществляется на следуйщей стадии дикость- варворство - цивилизация
- бифрукационая или взрывная модель
даноя мадель культуры была основана и предложена Лотманом в его работе «культура и взрыв»

один из вилов культурной динамики культурогенез (т.е. порождения новых форм культуры, их последуещее формирования в систему культуры).
Концепция возникновения культуры:
- религиозная (Н. Бердяеев, А. Мень)
-позновательная (Э. Тайлор)
-орудионо трудавая (Ф. Энгельс)
- психоаналитическая ( З.Фрэйд)

В зависимости от временной протяжоности все социокультурные изменения (процессы) можно разделить на 3 группы:
-Макромаштабные процессы
- Среднемаштабные Процессы
- Микромаштабные процессы

 

Типология культуры:
Типологизация культур предпологает
их распределение, классификацию по каким-либо основаниям, общим признакам.
Типология культур по их отношению к традиции:
Согласно данной типологии выделяют
традиционные и современные культуры.

 

Традиционые культуры .
-Для культур данного типа характерна ориентация на воспроизводство веками слолжившегося образа жизни, ценностей, стереотипов поведения.
- В традиционных культурах господствуют мифологические, религиозные представления о мире.
-Для традиционных культур характерно достаточно медленный тэмп изменения во всех сферах общественной жизни, коллективизм.

Современные культуры:
- Для култур данного типа характерен динамизм, прогрессивность развития, ориентации на новое, научная картина мира и ориентация на достижение науки и техники.
-В культурах современного типа преобладают тенденции демократизма и гуманизма, происходит выделение индивида из коллектива.
-Данный тип культуры начинает складыватся в европейской культуре эпохи Нового времени (начиная с 17в.)

Социальная типология культуры.
Согласно данной типологии в жизне общества выделяются Доминируящая культура, субкультуры и контркультура.

Доминирующая культура – совокупность мировоззренческих установок, ценностей , идеалов, убеждений, которые принимаются большинством общества.

Субкультура– автономное и целостное образование внутри господствующей культуры. Субкультура это локальная культура, культура малых групп.

Контркультура – совокупность мировоззренческих программ, поведенческих установок, противостоящих официальному миропониманию и доминирующей культуре

 

функции культуры:

Трансляционная – способствует накоплению и передаче социального опыта от одного поколения людей к другому.

Коммуникативная – способствует передаче значимой информации от одной социальной группы к другой, от культуры к культуре.

Аксиологическая – отвечает за производство новых материальных и духовных ценностей и идеалов.

Адаптационная – способствует приспособлению, адаптации человека к нормам и ценностям того общества, в котором ему приходится жить.

Культуры и цивилизация
цивилизация
– с лат. Государственный гражданский.
данный термин использовали философы эпохи просвещения (18 век. Гольбах, Гельвеций) для обозначения гражданского общества, в котором господствует справедливость, свобода, правовой строй.

Термин цивилизация был введён для обозначения некоторой качественной характеристики общества, уровня его развития.
Подходы к пониманию термина цивилизация:
1) Цивилизация – это ступень развитии общества и его культуры, где взаимодействия между различными сторонами жизни регулируются при помощи выработанных норм, установок, законов (стадиальный подход).
2) Цивилизация – социально образование, имеющее общий временной и пространственный ареал.
3) Цивилизация – совокупность материальных и духовных достижений общества в процессе его исторического развития.
4) Цивилизация – это идеал прогрессивного развития человечества (унитарный подход)

характерные черты цивилизации:
1) устойчивость
2) внутренняя неоднородность частей
3) объективность
4) единый культурный архитип

Типология цивилизации

По регионально географическому признаку выделяют цивилизации Востока и западные цивилизации

По технико-экономическому признаку доиндустриальные (аграрно-ремесленные)
индустриальные и постиндустриальные

По принципу взаимодействия с другими цивилизациями – открытые и закрытые

По ценностно-мировозренческому омнованию- арабо-масульманскому, индо-буддийская, христианская и т.д.

Хранологические– последовательно сменяющее друг друга.

Индустриально-камуникотивные – обеспечивающие обмен цивилизации, дописьменные, письменные, комьпьютерные.

Цивилизация мировой- европейская, мировая, национальная, региональная.

Существует несколько точек зрения по вопросу о соотношении понятий культуры и цивилизации.
1) цивилизация тождественна понятию культуры
2) цивилизация рассматриваеца как специфическая социо кльтурное оброзование.
3) Цивилизация – это результат развития в форме города, следовательно культура и Цивилизация сопоставляются.

Локально-исторические концепции цивилизации.
концеация Н.Я. Данилевского.
Основной труд: «Росия и европа» (1870)
Основные идеи:
1) Единой для всего человечества непрерывной мировой истории не существует, а существует уникальные культуры с неповторимым содержанием.
2) Центральным понятием концепции Данилевского является понятие «Культурно-исторический тип».
3) культурно исторический тип- это самобытная культура, создавшая неповторимую культурую цивилизацию. Всего Данилевский насчитывал 10 культурно исторических типов.
4) В развитии каждого культурно исторического типа выделяется 3 этапа: Этнографический, политический, цивилизация.
5) Цивилизация – это этап расцвета культуры, на коором она проявляет себя в основных 4-х Творческих сферах:
Религиозной, государственной(политической), собственно культурной (сфере искусств)

Концепция О. Шпенглера.
Основной труд – «закат европы» (1918)
основные идеи:
1) шпенглер отрицает духовное единства человечества пологая что всемирную историю составляет история неповторимых культур, со своей логикой развития и символикой ( всего Шпенглер насчитывает 8 таких культур)
2) Отрицание возможности продуктивного диолога между разными культурами
3) В основе любой культуры лежит просимвол, который и является источнико её своеобразия, создавая то, что называется «душой культуры».
4) Идея соотношения понятия «культура» и «жизнь»
культура, как и любой живой организм, проходит в своём развитии проходит через ряд жизненых циклов:
-Фаза детства (мифологический этап)
-фазазрелости (метофизико-религиозный этап)
- фаза старости ( этап, называемы цивилизацией)

Шпенглр также предлогает рассматривать жизненный цикл культуры по анологии с циклами природы (весна лето – осень – зима).
тема: Основные стратегии современной культурологической мысли.
Основателем психоанализа является З. Фрейд.

Согласно Фрейду психика человека состоит из следующих уровней:

Бессознательное Оно (сфера инстинктивной жизни);

Сверх-Я (нормы и запреты социокультурного характера);

Сознательное Я (посредник между бессознательным и внешним миром).

Фрейд выделяет и описывает два основных инстинкта:

Эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни, созидания);

- Танатос (инстинкт смерти, разрушения).

Психика человека содержит особый механизм, называемый сублимацией.

Сублимация – это использование сексуальной энергии не по биологическому назначению, а в целях культуротворчества, созидательной деятельности