Агрегатный индекс как сводный аналитический индекс
Общие индексы показывают соотношение совокупности явлений, состоящей из разнородных, непосредственно несоизмеримых элементов.
Используют агрегатную и средневзвешенную формы построения общих индексов.
Числитель и знаменатель агрегатного индекса представляет собой сумму произведений двух величин, одна из которых меняется (индексируемая величина), а другая остается неизменной (вес индекса).
а) Общий (агрегатный) индекс цен Пааше: ; (63)
б) Общий индекс физического объема продукции Ласпейреса:
(64)
В качестве соизмерителей применяются сопоставимые, неизменные, фиксированные цены на уровне базисного периода, что позволяет устранить влияние изменения цен на динамику количества продукции.
в) Общий индекс объема реализации (товарооборота): (65)
Между общим индексом цен и индексом физического объема существует связь: . (66)
Разница между числителем и знаменателем приведенных формул дает абсолютную величину изменений, например: разность числителя и знаменателя индекса товарооборота: Δ pq = (67) характеризует абсолютный прирост (уменьшение) товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным одновременно за счет:
- изменения физического объема продаж: Δ q = (68);
- изменения цен: Δ p = (69).
Пример 2: Имеются следующие данные о ценах реализации товаров, в руб:
Товар | Единица измерения | Базисный период | Текущий период | ||
Цена за 1 ед., руб. | Количество | Цена за 1 ед., руб. | Количество | ||
А | Т. | ||||
Б | Шт. |
Определите агрегатные индексы цен, физического объема продукции, товарооборота, абсолютный прирост стоимости товаров вследствие изменения цен и объема продаж в целом по двум видам товаров.
1) агрегатный индекс товарооборота:
= = =1,4761 или 147,61%.
2) агрегатный индекс цен:
= = = 1,1698 или 116,98 %.
3) агрегатный индекс физического объема:
= = 1,2619 или 126,19 %.
= 1,1698 * 1,2619 = 1,4761 или 147,61 %.
Δ pq = = 310000 – 210000 = 100000 рублей.
Вследствие изменения цен:
Δ p = = 310000 – 265000 = 45000 рублей.
Вследствие изменения объема продаж:
Δ q = = 265000 – 210000 = 55000 рублей.
Таким образом, выручка от реализации увеличилась на 100 000 рублей, в том числе за счет изменения цен – на 45 000 рублей, за счет изменения объема продаж – на 55 000 рублей.