Виды индексов. Индивидуальные индексы

Каждый индекс включает два вида данных:

- оцениваемые данные, которые принято называть отчетными;

- данные, которые используются в качестве базы сравнения, то есть базисные.

Индекс, который строится как сравнение обобщенных величин, называется своднымилиобщим (I). Если же сравниваются необобщенные величины, то индекс называется индивидуальным(i).

С аналитической точки зрения индивидуальные индексы характеризуют изменения индексируемой величины в текущем периоде по сравнению с базисным, то есть во сколько раз она возросла или уменьшилась либо сколько процентов составляет ее рост или снижение.

В зависимости от экономического содержания индивидуальные индексы бывают: физического объема продукции, себестоимости, цен, производительности труда и тому подобное.

К примеру часто используют:

а) индивидуальный индекс цен, который показывает относительное изменение уровня цены по каждому виду продукции в отчетном году по сравнению с базисным:

. (60)

где: и - соответственно цена одного вида продукции в отчетном и базисном периодах.

 

б) индивидуальный индекс физического объема, характеризующий изменение объемов производства или реализации в натуральном выражении по каждому виду продукции во времени и в пространстве:

. (61)

где и - соответственно продукция отчетного и базисного периода.

в) индивидуальный индекс товарооборота (выручки), отражающий динамику средств, полученных от реализации отдельных видов продукции:

. (62)

 

Пример 1:Имеются данныео ценах и реализации продукции за два периода:

Товар Единица измерения 3 квартал 4 квартал
Цена за 1 ед., руб. Количество Цена за 1 ед., руб. Количество
Молоко л. 9,8 10,1
Яйцо шт. 26,7 27,0
Картофель кг. 4,85 5,2

 

В 4 квартале цены увеличились по всем видам представленной продукции: на молоко – на 3,06 %, на яйца – на 1,12 %, на картофель – на 7,22 %.

Количество проданного молока в 4 квартале снизилось по сравнению с 3 кварталом на 9,33 % (90,67% – 100 %), объем продажи яиц повысился на 8,28 %, а объем реализации картофеля сократился на 31, 86 %.

В 4 квартале по сравнению с 3 кварталом выручка от реализации молока снизилась на 6,56 5, яиц – выросла на 9,5 %, картофеля – снизилась на 26,95%.

Индексы связаны между собой как сомножители в произведении:

.