Виды индексов. Индивидуальные индексы
Каждый индекс включает два вида данных:
- оцениваемые данные, которые принято называть отчетными;
- данные, которые используются в качестве базы сравнения, то есть базисные.
Индекс, который строится как сравнение обобщенных величин, называется своднымилиобщим (I). Если же сравниваются необобщенные величины, то индекс называется индивидуальным(i).
С аналитической точки зрения индивидуальные индексы характеризуют изменения индексируемой величины в текущем периоде по сравнению с базисным, то есть во сколько раз она возросла или уменьшилась либо сколько процентов составляет ее рост или снижение.
В зависимости от экономического содержания индивидуальные индексы бывают: физического объема продукции, себестоимости, цен, производительности труда и тому подобное.
К примеру часто используют:
а) индивидуальный индекс цен, который показывает относительное изменение уровня цены по каждому виду продукции в отчетном году по сравнению с базисным:
. (60)
где: и - соответственно цена одного вида продукции в отчетном и базисном периодах.
б) индивидуальный индекс физического объема, характеризующий изменение объемов производства или реализации в натуральном выражении по каждому виду продукции во времени и в пространстве:
. (61)
где и - соответственно продукция отчетного и базисного периода.
в) индивидуальный индекс товарооборота (выручки), отражающий динамику средств, полученных от реализации отдельных видов продукции:
. (62)
Пример 1:Имеются данныео ценах и реализации продукции за два периода:
Товар | Единица измерения | 3 квартал | 4 квартал | ||
Цена за 1 ед., руб. | Количество | Цена за 1 ед., руб. | Количество | ||
Молоко | л. | 9,8 | 10,1 | ||
Яйцо | шт. | 26,7 | 27,0 | ||
Картофель | кг. | 4,85 | 5,2 |
В 4 квартале цены увеличились по всем видам представленной продукции: на молоко – на 3,06 %, на яйца – на 1,12 %, на картофель – на 7,22 %.
Количество проданного молока в 4 квартале снизилось по сравнению с 3 кварталом на 9,33 % (90,67% – 100 %), объем продажи яиц повысился на 8,28 %, а объем реализации картофеля сократился на 31, 86 %.
В 4 квартале по сравнению с 3 кварталом выручка от реализации молока снизилась на 6,56 5, яиц – выросла на 9,5 %, картофеля – снизилась на 26,95%.
Индексы связаны между собой как сомножители в произведении:
.