Становление статистики как науки. Взаимосвязь с другими науками

 

Термин «статистика» происходит от латинского слова status, что в Средние века означало политическое состояние государства. В науку этот термин введен немецким ученым Готфридом Ахенвалем (1719—1772), и означал он тогда государствоведение, то есть совокупность раз­личных данных о государстве: численность и движение населения, территориальное деление, административное устройство.

Прежде чем стать наукой в ее современном понимании, статис­тика прошла многовековую историю развития.

Числовые данные, относящиеся к тем или иным явлениям, начали применяться уже в глубокой древности. Так, известно, что еще за 5 тысяч лет до н.э. проводилась перепись населения в Ки­тае, велся учет имущества в Древнем Риме, в Средние века прово­дились переписи населения, домашнего имущества, земель. Эти сведения использовались, в основном, в военных целях и при об­ложении налогами. В столь отдаленные времена осуществлялся лишь сбор статистических сведений, а их обработку и анализ, т.е. зарождение статистики как науки, следует отнести ко второй по­ловине XVII в. Именно в это время профессор физиологии и пра­ва Г. Ахенваль с 1746 г. начал читать впервые в Марбургском, а затем в Геттингенском университетах новую учебную дисциплину, которую он и назвал статистикой. Основным содержанием этого курса было описание политического состояния и достопримеча­тельностей государства.

Это направление развития статистики получило название описательного. Содержание, задачи, предмет изучения статистики в понимании Г. Ахенваля были далеки от современного взгляда на статистику как науку.

Гораздо ближе к современному пониманию статистики была английская школа политических арифметиков, которая возникла на 100 лет раньше немецкой описательной школы, основателями ее были У. Петти (1623—1687) и Дж. Граунт (1620—1674). Политиче­ские арифметики путем обобщения и анализа фактов стремились цифрами охарактеризовать состояние и развитие общества, пока­зать закономерности развития общественных явлений, проявляю­щихся в массовом материале. История показала, что именно школа политических арифметиков явилась истоком возникновения совре­менной статистики как науки. У. Петти по праву считается создате­лем экономической статистики.

В первой половине XIX в. возникло третье направление ста­тистической науки — статистико-математическое. Среди пред­ставителей этого направления следует отметить бельгийского ста­тистика А. Кетле (1796—1874) — основоположника учения о сред­них величинах. Математическое направление в статистике развива­лось в работах англичан Ф. Гальтона (1822—1911) и К. Пирсона (1857—1936); У. Госсета (1876—1937), более известного под псевдо­нимом Стьюдент; Р. Фишера (1890-1962); У. Митчелла (1874-1948) и др. Представители этого направления считали основой статистики теорию вероятностей, составляющую одну из отраслей прикладной математики.

Статистика находится в тесной взаимосвязи со многими нау­ками. Фундаментальной основой статистики служат философия, социология, экономика, демография, математика и другие обще­ственные науки.

Из философии статистика берет в основном философские ка­тегории: количество, качество и мера, содержание и форма, сущ­ность и явление, причина и следствие, общее и частное, закон и закономерность, необходимость и случайность и др. Данные ка­тегории определяют содержание и специфику статистической методологии, создавая основу для ее правильного применения.

Одну из главных ролей в статистике играет математика. Связь между этими науками осуществляется с помощью языка цифр, обе науки исследуют количественную сторону явлений, но математика делает это безотносительно к качеству явлений при­роды и общества, а статистика изучает количественную сторону лишь общественных явлений в неразрывной связи с их качест­венной стороной.

Особое значение для статистики имеют теория вероятности, которая, с одной стороны, является теоретическим обоснованием случайных ошибок выборки, а с другой — позволяет определить размер этих ошибок, и математическая статистика, элементы ко­торой используются в задачах, связанных с изучением структуры совокупности, связи между признаками, динамики.

Также статистика связана с бухгалтерским и управленческим учетом, максимально используя его данные и имея общие доку­менты первичного учета. Статистика основывается на учете, но при этом ее целью является итоговая характеристика всей сово­купности единиц. Однако отождествлять учет и статистику мож­но только в том случае, если речь идет об учете как о способе систематического измерения и изучения общественных явлений с помощью количественных методов.

Общественные науки, в свою очередь, могут развиваться, ес­ли они опираются на статистику, на ее анализ и обобщение ста­тистического материала.