Чин погребения Богоматери в древнем церковном богослужении

 

В некоторых местах в виде особого чествования праздника Успения совершается отдельная служба погребения БогоматЕРИ. Особо торжественно она совершается в Иерусалиме, в Гефсимании (на предполагаемом месте погребения Богоматери) . Эта служба погребения Божией Матери в одном из греческих изданий конца XIX века (Иерусалим, 1865 г.) носит название

 

"Священное последование на преставление Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии". Она открыта в рукописях - греческих и славянских - не ранее XV века, составлена греческими песнопевцами, среди которых - великий ритор Еммануил. Служба совершается по подобию утрени Великой субботы, и основная часть ее - "похвалы", или "непорочны " -представляет собой очень искусное подражание великосубботным "похвалам". В XVI веке она была широко распространена на Руси, а затем почти забыта.

 

В Синодальный период погребальный чин на Успение совершался у нас в немногих местах: в Московском Успенском соборе, Киево-Печерской Лавре, в костромском Богоявленском монастыре и в Гефсиманском скиту, близ Троице-Сергиевой Лавры. В Киево-Печерской Лавре он не составлял отдельной службы, а совершался на всенощном бдении праздника перед полиелеем.

 

В Гефсиманском же скиту, недалеко от Троице-Сергиевой Лавры, при митрополите Московском Филарете совершалось празднование, кроме Успения, и воскрешения и


взятия на небо (с телом) Богоматери (17 августа); накануне на всенощном бдении совершалось Иерусалимское последование.

 

В Троице-Сергиевой Лавре (согласно рукописному Уставу Лавры 1645 г.) этот чин

 

в древности совершался на бдении праздника (после 6-й песни): читались статии, а затем следовали антифоны, прокимен и Евангелие. В Иерусалиме же, в Гефсимании, эта служба погребения совершается и в наши дни патриархом накануне праздника, утром 14 августа.

 

В настоящее время Иерусалимское «Последование на преставление Пресвятой Богородицы", или "Похвалы", получило снова распространение у нас во многих кафедральных и приходских храмах. Служба эта совершается обычно на 2-й или 3-й день праздника.

 

Полный чин погребения Богоматери по Иерусалимскому "Последованию" помещен В книге "Служба на Успение", в виде всенощного бдения (великая вечерня и утреня), на котором не поются лишь полиелей и величание. В " Богослужебных указаниях" на 1950 г. также помещен "Чин погребения", но в нем вместо великой вечерни перед утреней дано последование малого повечерия (по подобию службы Великой субботы). Последование утрени с "Похвалами" в "Богослужебных указаниях" напечатано полностью (по Иерусалимскому последованию).

 

Особенности Всенощного бдения погребения следующие:

 

Возглас: "Слава Святей...", псалом 103, "Блажен муж ..." На "Господи, воззвах..." - 8 стихир: 3 из Минеи и 5 из Иерусалимского устава. "Слава, и ныне" - стихира праздника. Если погребение совершается в субботу, то на "Слава" - стихира праздника, а на "И ныне" - догматик текущего гласа, т.е. отдание гласа. Вход. Прокимен, гл. 2: "Воскресни, Господи, в покой Твой...". Стих: "Клятся Господь Давиду...". Паремии три, которые читались на самый праздник . На литии - шесть стихир (из Минеи). На стиховне - четыре стихиры со своими стихами (из Минеи). На благословение хлебов - тропарь праздника (трижды).

 

Стихира: "Тебе одеющуюся светом, яко ризою" - составлена в Подражание подобной же стихире в Великий Пяток на вечерни.