БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

 

(25 марта)

 

История праздника

 

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы посвящается воспоминанию и прославлению события, описанного в Евангелии от Луки (1, 26-38).

 

У древних христиан этот праздник носил различное наименование: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии и только в VII веке ему на Востоке и Западе было присвоено название БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.

 

Этот праздник установлен еще в глубокой древности. О праздновании его известно уже в III веке (см. слова св. Григория Чудотворца на этот день). В своих беседах св. Иоанн Златоуст и блаж. Августин упоминают об этом празднике как древнем и обычном церковном торжестве. В течение V-VIII вв., вследствие ересей, унижавших Лицо Богоматери, праздник был особенно возвеличен в Церкви. В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский, составили праздничные каноны, которые и, теперь поются Церковью.

 

Особенности богослужения

 

По своим особенностям праздник Благовещения приближается к праздникам Рождества Христова и Богоявления. Он принадлежит к числу двунадесятых Богородичных праздников, но так как часто совпадает с днями Великого поста, то имеет только один день предпразднества и один день попразднества или отдание праздника.

 

Праздник бывает в дни Великого поста или Светлой седмицы в промежутке от четверга 3-й седмицы Великого поста до среды Светлой седмицы (включительно).

 

Предпразднство и попразднство праздника

 

Если Благовещение приходится на Лазареву субботу, то не имеет попразднства . А если Благовещение бывает в неделю Ваий или в Страстную или Светлую седмицы, то не имеет ни предпразднства, ни попразднства, а празднуется один день.

 

ПРИМЕЧАНИЕ: Особенности службы предпразднства см. в Типиконе под 24 марта, а служба попразднства - под 26 марта.