Анализ факторов влияния на прибыль строительного предприятия

Величина прибыли определяется объемом реализации продукции (работ, услуг) и зависит от ряда факторов, воздействующих на объем продукции и ее себестоимость.

Для того чтобы принимать организационно-технические и хозяйственно-управленческие решения по наращиванию прибыли, следует классифицировать факторы изменения прибыли и параметры, количественная оценка которых позволит выявить влияние факторов на этот процесс.

Все факторы делятся на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные).

К внешним факторам относятся:

· рыночно-конъюнктурные факторы (диверсификация деятельности, повышение конкурентоспособности, организация эффективной рекламы новых видов продукции, изменение тарифов и цен на продукцию и услуги и т.д.)

· хозяйственно-правовые и административные факторы (налогообложение; правовые акты, регулирующие деятельность предприятия и т.д.).

К внутренним факторам относятся:

· материально-технические (применение более производительного технологического оборудования, проведение модернизации и реконструкции производства, повышение механизации производства и т.д.)

· организационно-управленческие (освоение новых, более совершенных видов продукции и услуг; разработка новой стратегии и тактики развития предприятия; информационное обеспечение процессов принятия решений и т.д.)

· экономические факторы (бюджетирование, финансовое планирование деятельности организации, анализ и поиск внутренних резервов роста прибыли и т.д.)

· социальные факторы (повышение квалификации работников, улучшение условий труда, повышение мотивации сотрудников и т.д.)

Количественную оценку изменения перечисленных факторов осуществляют с использованием таких параметров как:

· отпускные цены на реализованную продукцию;

· оценка объема продукции (по базовой себестоимости)

· структура реализации продукции;

· экономия от снижения себестоимости продукции;

· изменение себестоимости за счет структурных сдвигов;

· политика цен на материалы и тарифов на услуги;

· цена на 1 руб. продукции.

 

Прибыль предприятия до налогообложения
Прибыль от основной деятельности (от продаж)
Прибыль от прочей реализации
Прибыль от внереализационной деятельности
Объем продаж продукции
Структура реализованной продукции
Цены реализации
Себестоимость продукции
Изменение переходящих остатков готовой продукции
Выпуск готовой продукции
Неоплаченная отгруженная готовая продукция
Качество реализованной продукции
Рынки сбыта продукции
Изменение цен на рынках сбыта продукции
Инфляционные процессы
Прибыль от долевого участия
Прибыль от сдачи в аренду основных средств и земли
Полученные и уплаченные штрафы и пени
Убытки от списания дебиторской задолженности
Доходы и убытки за счет курсовых разниц
Убытки от стихийных бедствий
Прибыль от реализации товарно-материальных ценностей
Прибыль от реализации основных средств и нематериальных активов

Рис. 8.2. Схема факторного анализа прибыли до налогообложения

 

Основными задачами анализа прибыли до налогообложения являются:

· оценка плана (прогноза) прибыли;

· изучение состава и структуры прибыли в динамике;

· выявление и количественное измерение факторов, формирующих прибыль;

· выявление резервов роста прибыли;

· разработка рекомендаций по наиболее эффективному формированию и использованию прибыли

Выделяют следующие группы факторов влияния на прибыль чистую предприятия:

1. факторы 1-го порядка: прибыль от основной деятельности (от продаж); прибыль от прочей реализации; прибыль от внереализационной деятельности.

2. факторы 2-го порядка:

· объем реализованной продукции;

· структура реализованной продукции;

· полная себестоимость реализованной продукции;

· цены на продукцию

· доходы по ценным бумагам и от долевого участия;

· штрафы, пени (уплаченные и полученные);

· прибыль и убытки прошлых лет;

· поступления списанной дебиторской задолженности;

· безвозмездная помощь и т.д.

3. факторы 3-го порядка: завышение цен; нарушение стандартов технологии производства; изменение конъюнктуры рынка и т.д.

Влияние факторов 1-го и 3-го порядка оценивается путем сравнения базовых и отчетных данных. Для оценки влияния факторов 2-го порядка используются методы факторного анализа, например метод цепной подстановки.

 

Рассмотрим пример анализа изменения валовой прибыли.

Общее изменение валовой прибыли равно:

ΔПр=Пр1-Пр0 (8.1)

1. Влияние на прибыль изменения цен реализованной продукции:

(8.2)

где Ц1,0 – это цена продукции в базовом и отчетном периодах;

Q1,0 – это объем продукции в натуральных единицах

2. Влияние на прибыль изменений в объеме продукции производится в оценке по базовой себестоимости и следующим образом:

(8.3)

где , соответственно - это себестоимость фактически реализованной продукции за отчетный период рассчитанная в ценах базисного периода.

3. Влияние на прибыль изменений в объеме продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции:

(8.4)

где – коэффициент роста объема реализации в оценке по базовым ценам

Остальные изменения прибыли происходят как правило под влиянием экономии от снижения себестоимости и изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе себестоимости.

Качество прибыли

Качество прибыли – это обобщенная характеристика структуры источников, формирующих прибыль предприятия. Высокое качество прибыли связано с синхронным ростом объема выпуска продукции, снижением уровня операционных затрат, а низкое качество – с ростом цен на продукцию без увеличения объема ее выпуска и реализации в натуральных измерителях.

На качество прибыли (кроме снижения себестоимости) влияют такие факторы как: процентная ставка по кредитам, состояние расчетов с кредиторами, уровень рентабельности продаж, коэффициент достаточности прибыли, структура рентабельности по видам продукции.