Первые государства.

Древнерусское государство, Русь, образовалось согласно "Повести временных лет" и многим другим источникам во 2-й половине IX века. Но первые государства на территории нынешней России появились раньше, не позже сер. VI в.Это было время великого переселения народов,в ходе которого многие народы покинули свои родные места и, пройдя огромные расстояния, поселились в других регионах. Особое место в великом переселении народов занимает IV век, в котором гунны, народ, пришедший из отдаленных регионов Азии в Европу, разгромили государство готов на Днепре. Готы, один из германских народов, в свою очередь двинулись на запад и вторглись в пределы Римской империи, положив начало тому крушению Рима, которое побудило Августина Аврелия написать книгу "О граде Божием".

Начиная с IV века, множество народов пришло в движение, некоторые из этих народов меняли свое местопребывание не один раз. Некоторые народы исчезли, растворились в этом историческом процессе: были покорены, или ассимилировались в других народах. Некоторые племена, напротив, объединились в народы и народности и создали свои государства. Принято считать, что последним крупным событием эпохи великого переселения народов было переселение венгерских племен с территории Южного Урала на территорию вокруг Дуная, где в X веке возникло государство Венгрия.

Примерно с VI века территорию от Чудского озера на севере, и до нижнего течения Днепра на юге заселяли славянские племена.Территорию от верхней и средней Волги до Урала занимали финно-угорские племена. На территории современной Сибири жили народы, говорящие на тунгуских и других северных явыках. На территории от Алтая на востоке и до нижнего течения Днепра на западе жили народы, говорившие на тюркских языках. Один из этих народов - древние тюрки (тюркюты) - и создал в VI в. первое государство на территории современной России - Великий Тюркский каганат.

В VI веке особую роль в мировой истории играли два государства - Византия на Западе и Китай на Востоке. За этими государствами стояла и долгая государственная традиция, и уважение со стороны самых различных народов. Правда, Китай переживал в это время не лучшие времена, наполненные и внутренними усобицами, и давлением северных кочевых племен. Между Византией и Китаем и возникло в 552г. тюркское государство, политический центр которого находился на Алтае, восточная граница которого простиралась до Великой Китайской стены, а западная от низовьев Дона до побережья Азовского моря.

Древних тюрков, создавших свое государство, тюркский каганат, не следует отождествлять с современными тюрками, как иногда называют представителей народов говорящих на тюркских языках. Но само название этих языков, и соответственно народов, говорящих на этих языках, восходит к древним тюркам. Почему именно им удалось создать такое огромное государство? По мнению Л.Н. Гумилева, специалиста по истории древних тюрков, одной из причин возникновения тюркского государства, было появление среди тюрок большого коллектива активных, страстных людей - пассионариев (от латинского слова пассио-страсть). По Гумилеву, в основе каждого значительного исторического события лежит пассионарный толчек, действия пассионариев, побуждающие целый народ, этнос, к активным действиям - изменению условий и места проживания, созданию государств. Активный народ может сплотить вокруг себя другие народы или же просто подчинить их. Теория пассионарности Л.Гумилева достаточно убедительна, плохо лишь то, что пассионарность не может быть определена сколь-нибудь научным методом. Наличие пассионарности во многих представителях какого-то народа в определенное время можно только предполагать. Но документально это установить невозможно. Остается довериться интуиции исследователя.

На основе документов и археологических исследований установлено, что к VI веку древние тюрки достигли значительного мастерства в производстве железа и различных изделий из него. Свидетельство этому - сохранившиеся на Алтае следы металлургического производства тюрок, которые могли создавать качественное и усовершенствованное оружие. Поскольку преобладающим хозяйственным укладом тюрок было кочевое скотоводство, то это позволило тюркам, имевшим хорошее оружие, создать эффективную боевую конницу и стать значительной военной силой. Настолько значительной, что в государство тюрок вошли многие народы и с этим государством вынуждены были считаться Китай и Византия.

Верховный правитель тюркского государства назывался каган. Первым правителем Великого тюркского каганата был Булым - каган. Но каганат скоро распался на Западный и Восточный каганаты, которые прекратили свое существование в начале VIII в., не выдержав борьбы с Китаем. Государство, которое поддерживает, объединяет только военная сила, редко бывает долговечным. Долгое время существуют государства, народы которого объединяет общая культура. В прошлом наиболее сильным интегрирующим фактором была общая религия. Но народы редко перенимают религию других народов. Народные, родоплеменные религии тесно связаны с обычаями, даже с особенностями климата, природными условиями отдельных регионов.

Принципиально иное явление - мировые религии. Это религии, которые исходят из представлений о едином человечестве, о равенствое людей перед Богом, независимо от их этнической принадлежности. Главное в этих религиях - нравственная основа, требования нравственного поведения человека. В историческом прошлом человечества возникли 4 мировые религии: зороастризм, буддизм, христианство, ислам (в порядке их возникновения).

Древние тюрки не исповедовали ни одну из этих религий, они придерживались своих родоплеменных религиозных представлений, которые не могли стать интегрирующим культурным фактором в государстве тюрок. Но это государство не исчезло бесследно. Следы его влияния можно обнаружить даже в истории Русского государства. Монархи Русского государства князья Владимир и Ярослав Мудрый иногда именовали себя каганами. Даже митрополит Иларион в своем "Слове о законе и благодати", обращаясь к Ярославу Мудрому, использует титул каган. Почему Иларион и киевские князья так поступали? Этим титулом подчеркивалось, что князья русские - правители не рядового, а крупного, даже великого государства. На Руси титул каган стали использовать, имея ввиду не тюркский каганат, а другое государство - Хазарский каганат, возникший в сер. VII века на территории Приазовья и Прикаспия. С этим государством как со значительной силой считались и Византия, и Арабский халифат. Название же государства и титул его правителя были взяты по аналогии с тюркским каганатом.

История Хазарского государства, особенно в последние десятилетия его существования, оказалось тесным образом связанной с историей Русского государства - и не только наименованием верховного правителя. История Хазарии чрезвычайно интересна. В некоторых отношениях это было уникальное в мировой истории государственное и культурное образование. Это государство было создано хазарами,одним из тюркских народов, объединивших различные народы, жившие в районе Азовского и Каспийского морей. Хазары первоначально были кочевниками, но постепенно сменили свой хозяйственный уклад и стали заниматься земледелием и рыболовством, чему способствовали благоприятные природные условия. Но территория, занимаемая хазарами, имела значительную ценность не только в силу своего плодородия, но из-за того, что это была область, через которую проходили торговые пути мирного значения.

Через Хазарию проходила важная часть Великого Шелкового пути, всемирной торговой магистрали, связывающей со II в. до н.э. народа и государства от Китая до Рима. Со временем у этой магистрали появлялись новые направления, например, в Индию. Одним из таких направлений был торговый путь на Север, к Балтийскому морю, тот путь, который в "Повести временных лет" был назван путем "Из варяг в греки".

Международная торговля приносила большую выгоду Хазарии, поскольку гарантировала большие доходы в виде пошлин за провозимые товары. Хазария со временем превратилась в сильное государство, которое могло даже противостоять военной экспансии Арабского халифата. Во второй половине VII в. и в нач. VIII в. арабы смогли завоевать огромные территории и в Азии, и в Африке, и в Европе, где дошли до южной Франции, захватив перед этим Испанию. Продвижение арабских войск в Европе было остановлено правителем франков Карлом Мартеллом в 732г. Незадолго до этого хазары смогли остановить продвижение арабов в Закавказье, нанеся им военное поражение. Но затем военная удача изменила хазарам, которые даже были вынуждены перенести свою столицу с Кавказа на Нижнюю Волгу, в город Итиль (около современной Астрахани).

Хазарский каганат со столицей в Итиле просуществовал до конца X века, т.е. более 300 лет. Относительная устойчивость и культура Хазарии во многом определялась необычным и, наверное, единственным в мировой истории решении религиозного вопроса, точнее, выбором веры. В VIII веке глава государства, каган, принял исламскую веру, вероятно под давлением арабов. Но уже в конце VIII века правители Хазарского каганата отказываются от ислама, и вновь начинаются войны с арабами, в которых Хазарию поддерживала Византия. Правители Хазарии решил выбрать наилучшую религию. Выбор осуществлялся между христианством, исламом и иудаизмом- религией еврейского народа. И был выбран иудаизм - уникальный случай в истории. По преданию, каган поинтересовался у христианского священника, какая религия лучше: ислам или иудаизм? Ответ был: иудаизм. Затем у мусульманского священника спросил, что лучше: иудаизм или христианство? И вновь последовал тот же ответ, после чего предпочтение в пользу иудаизма выглядело логичным. Легенда ли это предание, или пересказ реального события установить очень трудно, но сама ситуация вполне объяснима.

Мусульманские богословы иногда используют понятие авраамические религии, имея ввиду три религии: иудаизм, христианство, ислам. Все они произошли из одного источника, и пророк Авраам одинаково почитаем во всех этих религиях. Неслучайно великий русский философ В.Соловьев говорил, что моральные системы иудаизма и христианства имеют общее основание. Неслучайно об общей моральной основе всех трех религий говорил Лев Толстой. Для мусульман, почитаемой в качестве Божественной книги, считается Тора- пятикнижие Моисея, первые пять книг священной книги евреев "Танаха" и христианской Библии.

Иудаизм в Хазарии исповедовала в основном хазарская знать - каган и его окружение. В каганате же в целом было много мусульман и христиан, а в столице было много мечетей, синагог, христианских храмов. И представители различных религий мирно сосуществовали друг с другом. Даже судопроизводство творили судьи, среди которых было равное представительство от трех религиозных общин. И это был необычный случай мирного сосуществования религий для эпохи средневековья. Характерно, что Хазарский каганат пал после военных нападений печенегов - кочевников - язычников и после похода в 865 г. против Хазарии киевского князя Святослава, тоже язычника, не захотевшего принимать христианство, как- то сделала его мать княгиня Ольга. После падения Хазарского каганата правители Руси и стали именовать себя каганами.