Американская школа

«музыкальной фармакологии» XX в.

 

Американская медицина начала эксперименты с терапевтическим использованием музыки в начале 20 века. Но еще в 1804г. Эдвин Этли написал книгу «Вступительный обзор влиянии музыки на лечение болезней». В ней он написал о том, какое «колоссальное влияние оказывает музыка на мозг, а, следовательно, и на тело». В 1870-90-х годах проводились серии музыкальных концертов для пациентов психиатрической клиники и для больных госпиталя.

В 1914г. Американская медицинская ассоциация заявила об использовании музыкально-терапевтических методов в лечении пациентов. Несколькими годами позже в Нью-Иорке было основано Национальное терапевтическое общество. В 1918г. Колумбийский университет разработал первую программу по музыкальной терапии.

Современная американская научная музыкотерапевтическая школа начала развиваться с конца 40-х годов, взяв за основу опыт использования музыки для снятия неврозов у солдат. Были открыты интернатуры по музыкальной терапии в нескольких университетах США.

Более подробно остановимся на программе по ''Музыкальной терапии'' Мэрвильского Университета (Сент-Луис, Миссури, США). Ее автор, профессор Дж.Морено, раскрывая подходы к своей программе, констатирует: ''В музыкальной терапии мы используем музыку, как побуждающий стимул, помогающий в решении многих проблем, связанных с восстановлением, поддержкой и улучшением душевного и физического здоровья, систематическое применение музыки необходимо нам для того, чтобы вызвать желательные изменения в поведении наших пациентов'' [132,с.41].

Дж. Морено неоднократно подчеркивает тот факт, что музыка особенно эффективно воздействует на больных с комплексом проблем, решаемых скорее на эмоциональном, чем когнитивном уровне. Музыкально-терапевтические технологии, предлагаемые этой программой, направлены на обогащение эмоционального опыта пациентов, на использование музыки как ''терапевтического катализатора'' в целях получения катарсической разрядки.

Основным в музыкально-коррекционной и реабилитационной деятельности является принцип: изменение музыкой состояния сознания пациента поддерживается духовной образностью. ''Такое рождаемое музыкой воображение'', - подчеркивает автор, - ''будет выражено важными эмоциональными реакциями, которые в обычном состоянии подавляются, и терапевт впоследствии будет устно обсуждать эти эмоции с пациентом в терапевтических целях'' [132,с.64].

Особо значимым то положение концепции, в котором подчеркивается, что изменения в эмоциональной сфере, вызванные специально подобранной музыкой, не только расширят спектр эмоциональных переживаний и впечатлений, но и послужат базой ''для измененного состояния сознания'' с последующим выходом на модификацию желаемого поведения.

Индивидуальная психологическая поддержка является обязательной и неотъемлемой частью музыкально-терапевтического процесса.

Стимулирующая и седативная функции музыки. Принципы составления музыкальных каталогов. Исследования Дж. Морено.

Во второй половине XX в. музыкотерапия выделяется как самостоятельное направление. Оно широко практикуется в странах Европы и США. Этот период характеризуется организацией музыкально-психотерапевтических обществ и центров в Швеции, Австрии, Швейцарии, Германии, России.