Классическая социология начала XX в. Социология марксизма. «Формальная» школа социологии Г. Зиммеля,

Основателем классической социологии считается выдающийся французский философ и социолог Огюст Конт (1798-1857). Ему удалось выявить и обосновать основные направления развития новой науки об обществе. В изучении общества он стремился отойти от абстрактных умозрительных методов, кᴏᴛᴏᴩыетрадиционно использовали его предшественники-обществоведы. О. Конт разработал новую социальную теорию, основанную на социальных фактах, выявленных в результате эмпирических исследований. По его мнению, ɥᴛᴏбы решать конкретные проблемы общественной жизни, социальная наука должна использовать методы естественных наук. По϶ᴛᴏму первоначально О. Конт назвал ϲʙᴏю науку социальной физикой, а впоследствии (в 1839 г.) - социологией.

О. Конт считал, что человеческое познание в ϲʙᴏем развитии проходит три сменяющие друг друга состояния: теологическое, метафизическое, позитивное. В первых двух стадиях познание носит спонтанный характер и не имеет достаточных научных обоснований. Третья позитивная стадия базируется на точной оценке существующей реальности. Материал опубликован на http://зачётка.рф

Классическая социология О. Конта состояла из двух основных частей: социальной статики, изучавшей структуру общества как бы в застывшем состоянии, и социальной динамики, исследовавшей процессы социальных изменений. Противопоставляя социологическую науку другим радикальным (революционным) теориям О. Конт считал, что классическая социология будет наукой, способной дать позитивные (положительные) ответы на самые насущные вопросы времени и указать обществу эволюционный путь развития, исключающий социальные катаклизмы и революции. По϶ᴛᴏму он называл социологию позитивной наукой. По мнению Конта,позитивизм должен обладать следующими характеристиками: реальный, полезный, достоверный, точный, организующий. Конт также предложил для проведения социологических исследований следующие методы: наблюдение, эксперимент, сравнение и исторический метод.

Среди различных систем социальных институтов или сфер социальной жизни Конт ocoбoе значение придает религии и морали. Именно они, по его мнению, определяют все остальные: науку, экономику, политику, право и т. д. Социальный вопрос для него прежде всего носит не экономический и не политический по ϲʙᴏей сути характер, а морально-религиозный. С помощью субъективного метода разработка морали сливается с построением социологии. Важно заметить, что одновременно классическая социология становится средством учреждения религии человечества.

В XIX веке сформировалась и завоевала широкое признание социологическая концепция марксизма. Марксизм появился как мировоззрение, выражающее социальные потребности рабочего класса. Но одновременно он представляет собой и философию, историю, политическую экономию и социологию.

Главным теоретиком марксизма является Карл Маркс (1818-1883 гг.). Его же считают основателем теории социального конфликта, учения о структуре и развитии общества, концепции социальных классов. Марксизм всегда отличался своей подчёркнутой антибуржуазной направленностью. Если теория Конта, Спенсера и других социологов были направлены на совершенствование общества, то Маркс отвергал существующую систему общественных отношений в целом.

В основе общества, законов его развития, по мнению Маркса и Энгельса, лежат не идеи, не революции в умах людей, как у О.Конта, а способ производства материальной жизни. Способ производства включает в себя материальные производственные отношения, характер которых проявляется в разделении труда и в форме собственности. В работе «К критике политической экономии» Маркс писал: «Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».

Вместе с Фридрихом Энгельсом (1820-1895 гг.) Маркс разработал концепцию общественно-экономической формации, в рамках которой им был дан блестящий анализ капиталистического общества, законов его развития. Социальную структуру буржуазного общества составляют классы, которые выделяются по признаку владения средствами производства и по размерам той доли общественного богатства, которая обусловлена правом собственности.

Разделение людей на классы основано на материальном неравенстве. Классовое деление приводило к тому, что одни группы людей благодаря своему социальному положению имели материальные, политические и иные привилегии, другие, напротив, лишались необходимого для существования и выживания. В социальном неравенстве Маркс видел источник антагонизма классов, глубинную причину классовой борьбы. Социальные позиции людей, их вхождение в классы обусловлены прежде всего объективным положением в процессе производства.

Маркс является автором теории социального конфликта. Причиной конфликта является социальное неравенство. Различное отношение классов к средствам производства, один из которых является их собственником, а другой – нет, порождает противоположность их социальных интересов. Антагонизм интересов господствующего класса и эксплуатируемого выражается в классовой борьбе.

К.Маркс и его последователи считали возможными и необходимыми мирные формы борьбы за удовлетворение экономических интересов пролетариата. Но при этом они категорически отрицали возможность разрешения социального конфликта через профсоюзное движение в силу того, что объективно противоречия будут накапливаться, вызывать недовольство. Количественное накопление недовольства представляет угнетённых классов и осознание ими несправедливости своего положения в конечном счёте вызывает глобальный классовый конфликт – социальную революцию, которая должна решить главный вопрос – вопрос о власти. Результатом социальной революции должно являться создание бесклассового общества, где производимый продукт будет распределяться по справедливости.

Важное значение К.Маркс придавал государству. Им был сделан вывод о том, что после социалистической революции постепенно будет осуществлён переход от государства к безгосударственному самоуправлению через диктатуру пролетариата.

Благодаря заслугам К.Маркса общество впервые было представлено как продукт исторического развития, как динамично развивающаяся система, в основе которой лежит социальный конфликт как форма выражения социального неравенства, как в экономической, так и в политической сферах.

«Формальная» школа социологии Г. Зиммеля

Первым представителем «формальной» школы социологии считается Г. Зиммель (1858–1918 гг.). Название данной школы было дано именно по работам этого немецкого исследователя, который предлагал изучать «чистую форму», фиксирующую в социальных явлениях самые устойчивые, универсальные черты, а не эмпирически многообразные, преходящие. Определение понятия «чистая форма», тесно связанного с понятием «содержание», возможно через раскрытие тех задач, которые, по мнению Зиммеля, она должна выполнять.

Их можно выделить три:

1) соотносит друг с другом несколько содержаний таким образом, что содержания эти образуют единство;

2) обретая форму, эти содержания отделяются от других содержаний;

3) форма структурирует содержания, которые она взаимно соотносит друг с другом.

Таким образом, нетрудно заметить, что зиммелевская «чистая форма» тесно связана с веберовским идеальным типом – и то и другое выступают инструментом познания общества и методом социологии.

Другая связь между теориями Зиммеля и Вебера – это приоритет в них человеческого фактора, однако они используют для этого различные методы.

Так, использование Зиммелем понятия «чистой формы» позволяет социологу исключить из процесса исследования человеческих поступков иррациональные факторы: чувства, эмоции и желания.

Если исключить эти психологические акты из предметной области социологии, появляется возможность исследовать исключительно сферу ценностей – область идеального (или идеосоциального по определению самого Зиммеля). Причем социолог должен изучать не содержание идеального, а изолированные ценности. Это позволяет получить «строительный материал» для создания геометрии социального мира.

Формально-геометрический метод Зиммеля позволил выделить общество вообще, институты вообще и построить такую систему, в которой социологические переменные освобождены от морализаторских оценочных суждений.

Исходя из этого можно указать, что чистая форма – это отношения между индивидами, рассматриваемые отдельно от психологических аспектов.

Другая категория, введенная Зиммеля в научный оборот, – социальный тип.

Социальный тип – это совокупность сущностных качеств человека, которые становятся для него характерными с силу его включения в определенного рода отношения.