БЮДЖЕТНЫЕ УСТРОЙСТВА И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ.
Для выполнения своих задач государству необходим бюджет, который формируется за счет сборов налога и др обязательных платежей, направляемых на финансирование бюджетных расходов. В наст время существуют различные подходы к определению понятия бюджет, потому что данный термин используется для обозначения различных по своей природе явлений.
Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет как форму образования и расходования д.с., предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Бюджет как экономическая категория – совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования гов централизованного фонда д.с.
Как специфический финансовый план, бюджет представляет собой юр оформленный документ, в котором в количественном выражении отражается процесс получения и распределения государством денежных ресурсов, необходимых для выполнения основных функций.
Бюджетное устройство представляет собой организационные системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов. Бюджетное устройство страны определяется гос устройством.
В унитарных государствах бюджетная система имеет 2 уровня: (Франция)
- гос бюджетный уровень
- многочисленный местный бюджетный уровень.
В федеративных государствах бюджетная система состоит из 3х уровней: (Россия)
- бюджет центр-го правительства (федеральный бюджет)
- бюджет членов федерации
- местные бюджеты
Конфедеративные (союзные) государства (Россия, Беларусь) – это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей.
Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. При этом у гос членов конфедерации действую свои бюджетные системы.
Структура бюджетной системы РФ.
I уровень
-Фед бюджет
- бюджет государственных внебюджетных фондов РФ
• Пенсионный фонд РФ
• Фонд соц страхования РФ
• Фед фонд обязательного мед страхования
II и III уровень – 4 вопрос.
Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и гос устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ, совокупность фед бюджета, бюджета субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов гос внебюджетных фондов.
Бюджеты бюджетной системы РФ самостоятельны и не включаются в друг друга, при этом между бюджетами существуют взаимосвязи.
На практике используется понятие консолидированный бюджет. Его составляют исключительно для целей анализа состояния бюджетной системы страны.
Консолидированный бюджет – это свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за искл бюджетов гос внебюджетных фондов) без учета межбюджетный трансфертов между этими бюджетами.
В наст время бюджетная система РФ основывается на 13 принципах. В их числе:
- единство бюджетной системы РФ
- разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ
- самостоятельность бюджета
- равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований
- полнота отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджета
- сбалансированность бюджета
Расходы=Доходы+Поступления из источников финансирования дефицита бюджета
- эффективность использования бюджетных средств
- общее (совокупное) покрытие расходов бюджета
- прозрачность (открытость)
- достоверность бюджета
- адресность и целевой характер бюджетных средств
- подведомственность расходов бюджетов
- единство кассы (один счет для доходов и расходов)
7. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КРЕДИТ.
В отдельных учебниках по финансам в структуре финансовой системы к гос (муниципальным) финансам относят не только бюджетную систему, но и гос (муниципальный) кредит. Хотя это дискуссионный вопрос.
Гос (муниципальный) кредит – совокупность денежных отношений, в которых государство (муниципалитет) выступают в качестве:
-заемщика
-кредитора
-гаранта
Гос (муниципальный) долг – это результат гос (муниц) кредитных отношений в которых государство (муниципалитет) выступает в качестве заемщика или гаранта.
Хотя следует отметить, что в некоторых странах суммы выданных гарантий не учитываются в составе государственного (муниц) долга (Германия, Италия).
Выделяют 2 основные формы гос (муниц) заимствований
1 несекъюритизированные кредиты и займы (безоблигационный способ) :
-кредиты правительств ин государств
-кредиты и займы МФО
-кредиты КО
-бюджетный кредит
2 эмиссия долговых цен бумаг (облигации) : физ лица; юр лица
ГСО – гос сберегательные облигации выпускаются РФ.
В РФ применяются 2 вида гос (муниц) гарантий:
1 с правом регрессного требования гаранта к принципалу (будут требовать)
2 без права регрессного требования гаранта к принципалу (при неплатежеспособности не будет требовать)
Различают внутренний и внешний гос долг
В российской бюджетной практике деление долга на внутренний и внешний осуществляется с использованием критерия «валюта займа» (МинФин)
В международной практике чаще всего таким критерием выступает резиденство кредитора (ЦБ)
ЦБ считает внешний долг по критерию резидент /нерезидент.
Гос (муниц) кредитование заключается в том, что за счет бюджетных средств предоставляются кредиты юр лицам, др публичным правовым образованиям; речь идет о бюджетных кредитах.