БЮДЖЕТНЫЕ УСТРОЙСТВА И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ.

Для выполнения своих задач государству необходим бюджет, который формируется за счет сборов налога и др обязательных платежей, направляемых на финансирование бюджетных расходов. В наст время существуют различные подходы к определению понятия бюджет, потому что данный термин используется для обозначения различных по своей природе явлений.

Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет как форму образования и расходования д.с., предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджет как экономическая категория – совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования гов централизованного фонда д.с.

Как специфический финансовый план, бюджет представляет собой юр оформленный документ, в котором в количественном выражении отражается процесс получения и распределения государством денежных ресурсов, необходимых для выполнения основных функций.

Бюджетное устройство представляет собой организационные системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов. Бюджетное устройство страны определяется гос устройством.

В унитарных государствах бюджетная система имеет 2 уровня: (Франция)

- гос бюджетный уровень

- многочисленный местный бюджетный уровень.

В федеративных государствах бюджетная система состоит из 3х уровней: (Россия)

- бюджет центр-го правительства (федеральный бюджет)

- бюджет членов федерации

- местные бюджеты

Конфедеративные (союзные) государства (Россия, Беларусь) – это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей.

Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. При этом у гос членов конфедерации действую свои бюджетные системы.

Структура бюджетной системы РФ.

I уровень

-Фед бюджет

- бюджет государственных внебюджетных фондов РФ

• Пенсионный фонд РФ

• Фонд соц страхования РФ

• Фед фонд обязательного мед страхования

 

II и III уровень – 4 вопрос.

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и гос устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ, совокупность фед бюджета, бюджета субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов гос внебюджетных фондов.

Бюджеты бюджетной системы РФ самостоятельны и не включаются в друг друга, при этом между бюджетами существуют взаимосвязи.

На практике используется понятие консолидированный бюджет. Его составляют исключительно для целей анализа состояния бюджетной системы страны.

Консолидированный бюджет – это свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за искл бюджетов гос внебюджетных фондов) без учета межбюджетный трансфертов между этими бюджетами.

В наст время бюджетная система РФ основывается на 13 принципах. В их числе:

- единство бюджетной системы РФ

- разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ

- самостоятельность бюджета

- равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований

- полнота отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджета

- сбалансированность бюджета

Расходы=Доходы+Поступления из источников финансирования дефицита бюджета

- эффективность использования бюджетных средств

- общее (совокупное) покрытие расходов бюджета

- прозрачность (открытость)

- достоверность бюджета

- адресность и целевой характер бюджетных средств

- подведомственность расходов бюджетов

- единство кассы (один счет для доходов и расходов)

7. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КРЕДИТ.

В отдельных учебниках по финансам в структуре финансовой системы к гос (муниципальным) финансам относят не только бюджетную систему, но и гос (муниципальный) кредит. Хотя это дискуссионный вопрос.

Гос (муниципальный) кредит – совокупность денежных отношений, в которых государство (муниципалитет) выступают в качестве:

-заемщика

-кредитора

-гаранта

Гос (муниципальный) долг – это результат гос (муниц) кредитных отношений в которых государство (муниципалитет) выступает в качестве заемщика или гаранта.

Хотя следует отметить, что в некоторых странах суммы выданных гарантий не учитываются в составе государственного (муниц) долга (Германия, Италия).

Выделяют 2 основные формы гос (муниц) заимствований

1 несекъюритизированные кредиты и займы (безоблигационный способ) :

-кредиты правительств ин государств

-кредиты и займы МФО

-кредиты КО

-бюджетный кредит

2 эмиссия долговых цен бумаг (облигации) : физ лица; юр лица

ГСО – гос сберегательные облигации выпускаются РФ.

В РФ применяются 2 вида гос (муниц) гарантий:

1 с правом регрессного требования гаранта к принципалу (будут требовать)

2 без права регрессного требования гаранта к принципалу (при неплатежеспособности не будет требовать)

Различают внутренний и внешний гос долг

В российской бюджетной практике деление долга на внутренний и внешний осуществляется с использованием критерия «валюта займа» (МинФин)

В международной практике чаще всего таким критерием выступает резиденство кредитора (ЦБ)

ЦБ считает внешний долг по критерию резидент /нерезидент.

Гос (муниц) кредитование заключается в том, что за счет бюджетных средств предоставляются кредиты юр лицам, др публичным правовым образованиям; речь идет о бюджетных кредитах.