Основной вопрос философии

Этот вопрос, так или иначе, решается в рамках любой философской системы, впрочем в современной философии это решение скрытое (неявное).

Классификация формулировка основного вопроса философии принадлежит Ф.Энгельсу. Он дает ее в брошюре "Людвиг Фейербах" в 1877 году. Этот вопрос имеет три уровня. Первый, наиболее фундаментальный, как раз и был раскрыт Энгельсом в этой брошюре. Основной вопрос философии - вопрос об отношении сознания к материи или в устаревших терминах: духа к природе, мышления к бытию.

Первый уровень имеет две стороны:

1. вопрос о первичности/вторичности: «Что существует первым и порождает другое?»

Этот вопрос предполагает два варианта решения:

-монизм (с греческого один) - кладет в основу мира одно из двух начал: либо материю, либо сознание.

-дуализм (с лат. двойственность) - отказывается от решения вопроса и кладет в основу мира и то и другое. Дуалисты логически и эмпирически не могут составить направление. В итоге, все дуалисты склоняются либо к материалистам, либо к идеалистам.

---материализм. в основе мира материя, которая в процессе бесконечного развития порождает свою высшую форму - человека, обладающего сознанием. Сознание - идеально, и отражает материальный мир.

Формы материализма:

-античный наивный

-механистический

-русских революционеров-демократов (Белинский, Герцен, Чернышев, Добролюбов).

-диалектический (марксизм середины 19 века)

-вульгарный (считает сознание материальным)

---идеализм. кладет в основу мира сознание, которое тем или иным способом порождает материю (вещественный мир). Философский идеализм - это высшее выражение антропоморфной парадигмы мышления, которая приписывает окружающему миру человеческие качества (сознание, воля и т.д.)

Две основные разновидности идеализма:

-объективный, который кладет в основу мира некое абстрактное никому не принадлежащее сознание (никакому человеку) (разум, дух, бог). Могут абсолютизироваться и быть положены в основу мира разные аспекты человеческого сознания, разум чаще кладется в основу мира (Декартом, Гегелем).

В основу мира положена воля (Шопенгауэр, Ницше), могу быть положены чувства (Шеллинг) - ряд неклассических направлений в философии 20 века экзистенционалисты, философия жизни.

К объективному идеализму относится и религия. Бог - духовная, всесовершенная сущность, которая обладает всеми тремя аспектами человеческого сознания: чувства, разум, воля. Хотя разные богословы абсолютизируют в боге разные стороны. Представители религии: Августин Блаженный, Фома Аквинский.

-субъективный. кладет в основу мира сознание конкретного человека. Окружающий нас мир всего-навсего субъективный образ, принадлежащий конкретному человеку; причем за пределами своих ощущений и идей человек выходить не может. Классик - Джордж Беркли. Основные тезисы: «Существовать – быть воспринимаемым, вещи – суть комплексы ощущений». Субъективный идеализм может доходить до крайности – солипсизма (существую только я и мои ощущения, весь мир и люди - это мои ощущения).

2 стороны 1 уровня ОВФ - вопрос о познаваемости мира

на сколько глубоко познаваем окружающий нас мир? Конкретные явления и глубинные сущности мира в целом, сущность и смысл человеческой жизни.

Два варианта решения:

-агностицизм - учение, отрицающее познаваемость мира. Д.Юм, И.Кант. Имеет две причины:

--коренная причина, связана с трудностью в исследовании природы ощущений и в целом нашего сознания (идеального). Проблема ощущений формулируется в философии в виде классического вопроса: "красна ли роза, когда мы ее не воспринимаем".

В истории философии две краткие трактовки:

---наивный реализм -вещи буквально таковы, какими мы их воспринимаем (Эпикур, Ф.Бекон).

---крайний субъективизм - вещи необратимо меняют свою природу, когда мы их воспринимаем ("роза краснеет, соль становится соленой"). Так Кант считает, что мы имеем дело только с вещами для нас (цвет, запах, вкус) и не можем совершать переход (трансензус) к сущностям вещей (вещей к себе?).

-- вторая причина или корень агностицизма, связана с проблемой бесконечности мира и конечности человеческого опыта. Ее впервые поставил в своих трудах И.Кант, хотя все же не поставил ее в полный теоретический рост, поскольку не сумел доказать действительность бесконечности мира. В полный рост эта проблема была поставлена философией и наукой в 20 веке (на основе открытий релятивистской космологии). Если мир бесконечен, то есть не имеет начала и конца во времени и границ в пространстве, то любые знания о нем всегда будут не только ограничены (конечны), но и ложными. Любые наши философские теории являются заведомо ложными ("проклятие Канта").

-гносеологический оптимизм

это направление, которое считает, что мир познаваем, причем не только на уровне конкретного явления, но и глубинной сущности. Таких оптимистов было больше до обнаружения вышеуказанных проблем. Однако, после 18 века, для того, чтобы быть оптимистом в познавании мира, необходимо уметь решать проблемы ощущений и проблемы бесконечности мира. Первые шаги для решения этих проблем были сделаны Гегелем, - крупным объективным идеалистом и диалектиком.

Принципиальное решение таких проблем было предложено классиками марксизма. Только в классическом и современном марксизме эти проблемы получают определенное решение.

 

Ощущение и в целом сознание человека по определению Ленина есть субъективный образ объективного мира, т.е. противоречивое единство субъективности и объективности.

Таким образом, наши ощущения дают нам представление об объективном мире, но нам это представление дано с субъективной примесью.

Непосредственно, т.е. в сознании человека, эта примесь устранена быть не может. Однако философы-марксисты обнаружили окольный способ проверки истинности наших ощущений и знаний. Этот способ – материальная практика человека и человечества в целом. Преобразуя действительность и достигая целей, человек может проверить, насколько адекватны и истинны его знания.

Энгельс в брошюре «Людвиг Фейербах …» доказывает, что именно материальная практика позволяет доказать истинности наших ощущений. Энгельс приводит пример с ализарином – красящим веществом, добывающимся из корней растений. При этом ализарин оставался «вещью в себе» для людей. Однако, когда человек научился получать это вещество химическим путем, состав ализарина стал «вещью для нас», т.е. познанным.

Еще один корень агностицизма мы рассмотрим позднее.

 

Рисунок основного вопроса философии (ОВФ):

 

 

На основе ОВФ в философии складывается принцип партийности, включающий в себя три основных момента:

1. Существование двух основных противоположных друг другу партий философии, «линий». Линия Демокрита и линия Платона.

2. Отрицание существования некой третьей партии/линии философии, которая устраняла бы противоположность материализма и идеализма.

3. Требование последовательности философских взглядов, которое проявляется необходимостью аргументации и борьбы с противоположным направлением (критика).

 

Второй вопрос философии (ВВФ): вопрос о движении и развитии.

Для краткости целесообразно использовать термин «развитие», т.к. порождает меньшие трудности. Развитие – фундамент, свойство материи, ее способ существования, а движение как «изменение вообще» есть лишь абстрактная сторона развития.

Он так же предполагает два варианта решения.

1. Метафизика – учение, которое отрицает движение и развитие или трактует их недостаточно глубоко или неверно раскрывает субстанцию развития.

Имеет два различных смысла. 1 – философия, закрепился еще в античности. 2 – появился в философии 19 века и закрепился в рамках марксистской философии в негативном смысле антидиалектики.

В своем догматичном варианте, отрицающем даже реальное перемещения вещей, метафизика встречалась лишь в античности в рамках Элейской школы. Ее представители – Парменид и Зенон Элейский.

Парменид утверждал, что мир в своей сущности это единое неподвижное бытие, а движение вещей лишь «кажимость».

Зенон Элейский выдвинул ряд апорий (затруднений), которые, с его точки зрения, опровергают движение (с его точки зрения).

Наиболее известны 4 апория Зенона:

1. «Стрела».

2. «Ахилл».

3. «Дихотомия».

4. «Стадий».

 

«Стрела».

По мнению Зенона, летящая стрела покоится, а движение – это сумма моментов покоя.

Зенон обнаружил противоречивость движения: в движении действительно есть моменты покоя, однако он считал противоречивость не возможной и истолковал эту трудность в том, что движения нет.

Современная метафизика уже не отрицает движение, но скорее отрицает развитие как качественное усложнение, или неверно раскрывает субстанцию развития, характеризуя ее как бога, духа, мировое сознание и т.д.

 

Диалектика – (определение Ленина) наиболее полное и глубокое учение о развитии, правильно раскрывающее субстанцию (основу) развития – материю, а также раскрывающее основной источник развития - борьбу противоположностей: низшего и высшего (простого и сложного).

Родоначальником диалектики считается Гераклит Эфесский. Ему принадлежат следующие изречения:

1. «Все течет, все изменяется».

2. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды».

С позиции Гераклита одно и то же: молодое и старое, живое и мертвое, бодрствующее и спящее, т.е. он говорит о единстве противоположностей. Мир чреват противоречиями и борьба противоположностей является источником его развития.

С позиции Гераклита «летящая стрела» одновременно и покоится и движется. (Лев Толстой в 3 года и в 80 лет один и тот же, и не один и тот же одновременно).

 

Движение и развитие противоречивы. Они включают в себя свою противоположность (покой и тождество).

Философ должен научиться мыслить диалектически: мыслить противоположностями в единстве, должен уметь выделять ту сторону, которая доминирует.

В мире, безусловно, доминирует развитие. Если бы в нем доминировало тождество, он был бы неизменным.

 

В диалектике есть опасность скатиться в релятивизм (как разновидность метафизики).

Релятивизм полностью отрицает покой и тождество в вещах. Его родоначальником считается Кратил – ученик Гераклита. Он абсолютизировал движение и развитие и полностью отрицал тождество в вещах. Поэтому ему приходилось показывать на вещи пальцем, так как он не мог их назвать, ведь по его теории вещи постоянно изменялись и стул через секунду мог быть уже не стулом (как пример).

 

ВВФ не является партеобразующим. В истории философии были идеалисты - диалектики, и были материалисты-метафизики (Демокрит, Дидро, Вольбах). Однако все же невозможно ответить на ОВФ, не ответив при этом на ВВФ. Если материя первична, то только в результате развития, самоусложнения, она может породить человека, обладающего сознанием.

Таким образом, ОВФ является главным вопросом, включающим в себя ВВФ, поскольку материя обладает свойством развития.

 

 

 

Проблема сущности мира – центральная проблема, которая решается в рамках ОВФ. В разные времена философы по-разному решали эту проблему.

 

????? концепции сущности мира:

1. Религиозная: сущность мира – сверхъестественное духовное существо – Бог.

Своего развития концепция достигает в философии средних веков, датируется 5-15 веками, так называемым темным тысячелетием.

Религия в средние века выполняла не только мировоззренческую функцию (объяснительную), но и идеологическую (= политическую).

В средние века были разработаны доказательства бытия божьего, к которым апеллируют (ссылаются) и современные религиозные мыслители.

Доказательства:

– онтологическое: Я мыслю Бога как всесовершенное существо, следовательно, он должен существовать.

По-видимому, впервые формулирует Августин Блаженный, 4-5 века.

Однако основательно проработал это доказательство Ансельм Кентерберийский в работе «Прослогион», 11 век.

Фома Аквинский – крупнейший схоласт средневековья, 13 век – не принял этого доказательства, так как Бога нужно выводить не из мысли человека, а из окружающего нас мира. Он предложил свои 5 доказательств бытия Бога.

По традиции их сводят к двум основным:

1) Космологическое: мир существует, следовательно, у него должна быть первопричина, и это Бог.

2) Телеологическое (телеос- цель): в мире существует целесообразность (закономерность), следовательно, должен быть породивший ее Разум – и это Бог.

Позднее Иммануил Кант, 18 век, подверг критике эти доказательства, и предложил свое, нравственное, доказательство бытия Бога.

«Бог является нравственной потребностью человека».

Религиозная концепция с позиции современной науки и научной философии не имеет достаточно доказательств. Доказательства бытия Бога являются псевдо-доказательствами.

 

2. Концепция объективного идеализма, согласно которой сущностью мира является некое абстрактное сознание.

Высшего развития концепция достигает в философии Гегеля (18 – нач.19 вв). Эта концепция была подвергнута основательной критике последующими философами: как показывает Энгельс в брошюре «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» - философская система Гегеля рухнула под собственной тяжестью, так как оказалось, что идеализм не совместим с научной диалектикой. Хотя Гегель был крупнейшим диалектиком в истории философии, и многие его открытия были творчески использованы марксизмом.

Например, три основных закона диалектики:

I. Закон единства и борьбы противоположностей.

II. Закон перехода количества в качество и качества в количество.

III. Закон отрицания отрицания.

 

3. Концепция субъективного идеализма: сущность мира – это сознание конкретного человека, за пределы которого он выйти не может.

Эта концепция была подвергнута основательной критике Гегелем, а затем философами Марксистами. Последние опровергли исходные установки субъективного идеализма и агностицизма с помощью открытия критерия практики. Практика – основа познания и критерии истины.

П – Т – П’ – Т’ – П’’ - <бесконечность>

П – практика

Т – теория

 

3. концепция Донаучный материализм в принципе правильно понимал сущность мира как материю, но трактовал данный материал ограниченно, упрощенно (ограниченно).

Первая философская школа, с которой связано зарождение классической философии в 5-7 веках, связано с Милетской школой, представители которой являлись материалистами, по-разному трактовали сущность мира (первооснову).

Фалес Милетский понимал первооснову как водноподобное начало.

Анаксимен – как воздухоподобное начало.

Анаксимандр – как оперон (бесконечное, неопределенное).

 

Гераклит из Эфеса трактовал материю как огонь.

Наиболее сложная догадка о сущности мира принадлежит философам атомистам. Демокрит считал, что мир состоит из атомов и пустоты.

 

Материалисты Нового времени (17-18 века): Френсис Бэкон, Воббс, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Ламетри, - трактовали материю как природу, бесконечную совокупность вещей, вещественное, чувственное начало. Такое понятие материи имеет ряд существенных ограничений, они раскрыты Энгельсом в брошюре «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».

Ограниченности:

1) Механистичность.

Все материальные явления, живое и неживое, трактовались как механистические. Показательные названия работ: «Человек – машина», «Растение – машина».

2) Метафизичность.

Недостаточно глубоко понимали развитие, просто как трансформацию. Появление все более сложных механических систем. А подлинное развитие – это качественное усложнение объекта.

3) Незавершенность.

Понятие материи как природы невозможно распространить на общественную жизнь. Многие материальные явления: социально-материальная природа человека, производственные (экономические) отношения не являются вещественными. Их нельзя потрогать, увидеть. Они носят сверхчувственный характер.

 

4. Научная концепция сущности мира.

С позиции научной философии (марксизма) сущностью мира является материя – то всеобщее содержание, которое связывает изнутри все бесконечное многообразие единичных явлений от элементарных частиц до человека как социально-материального существа.

Однако на пути определения сущности мира, то есть материи, мы сталкиваемся с серьезными трудностями:

1) Проблема бесконечности мира: для того, чтобы определить всеобщую сущность мира, необходимо перебрать все бесконечное многообразие предметов и явлений окружающего мира, но это невозможно, поскольку человеческий опыт не бесконечен. – Проклятие Канта.

По Канту, бесконечность – это отрицание всего конечного, определенного, особенного. Соответственно, бесконечный мир по определению не может быть определен, поскольку определить значит ограничить.

 

Однако еще Гегель заметил метафизичность (ограниченность) данного определения бесконечности. И назвал ее «дурной бесконечностью». Сам Гегель предполагает диалектическое определение бесконечности, которое не только отрицает, но и включает в себя все конечное. По Гегелю это – «истинная бесконечность».

В отличие от Канта Гегель предлагает мыслить бесконечное и конечное в единстве. Бесконечный мир состоит из конечных объектов, а конечные объекты несут в себе бесконечность.

Гегелевская трактовка бесконечности связана с еще одним гениальным открытием Гегеля – аккумулятивной закономерностью развития, согласно которому высшее не уничтожает низшее, а несет его в себе в концентрированном виде.

 

Следовательно, мы можем судить о природе бесконечного мира на основе его наиболее сложной развитой области. Она нам представлена в виде цикла известных нам форм материи: Физической, химической, социальной.

 

2) Проблема, связанная с тем, как можно определить нечто, кроме чего ничего больше нет. (Определить = ограничить)

Как правило, мы выделяем вещь через ближайший род и видовое отличие (водород – химический элемент, отличается от углерода тем-то, тем-то).

Как можно определить мир в целом, если по определению ничего кроме него больше нет? В марксизме эта проблема была решена нетривиальным образом: Если мир нельзя определить через что-то вне его, то его можно определить через что-то, находящееся внутри его, но это должно быть универсальной противоположностью материальному миру в целом, то есть идеальное сознание.

 

Таким образом, Ленин дает определение в начале 20 века. Определение было дано в работе «Материализм и эмпириокритицизм».

«Материя – объективная реальность, данная нам в ощущении». (То, что идет после запятой – это некое дополнение к определению, указывающее на то, что объективная реальность познаваема, направлена против агностицизма).

Собственное определение: Материя – объективная реальность.

Реальность – существование или бытие, предельно широкая категория философии и человеческих знаний, однако, не самая фундаментальная.

Данное понятие безразлично к качествам объекта. Существует и живой, и мертвый человек, и образ человека в голове.

 

Объективная реальность - Наиболее фундаментальная категория философии – это реальность, существующая до, вне, и независимо от сознания.

Материя существует до человеческого сознания: появления и развития жизни; вне человеческого сознания - объективный мир существует вне человеческой головы. Материя существует независимо от сознания – обобщающее понятие, включающее и «до», и «вне». Материя не нуждается для своего существования в человеческом сознании и сознании других существ. Материя – субстанция (то есть причина самой себя).

Понятие «независимость» и «зависимость» по своему содержанию здесь совпадает с понятием «первичное», «вторичное».

Материя существует независимо от сознания, сознание нуждается в материи: в бесконечном мире, поражающем сознание в своем носителе – человеке, как высокоорганизованной материи, в существовании мира, как оригинала, который отражается в сознании.

 

Реальность.
Объективная реальность.   (Независима, Первична, Субстанция) Субъективная реальность.   (Зависима, Вторична, Свойства высокоорганизованной материи)

 

Материя как субстанция имеет ряд свойств:

- пространство;

- время;

- отражение (предпосылка нашего сознания);

- бесконечность;

- развитие.