Благовонные курения

Поскольку слово incense — благовонные курения (от латинского incendere — жечь, зажигать) — имеет тот же смысл, что и слово perfume — ароматическое вещество, обозначающее буквально аромат, поднимающийся с дымом (per fumum), образующимся при сжигании какого-нибудь благовонного вещества, — нельзя не включить в описание древнеегипетских ароматических веществ благовонные курения.

Нет никакого сомнения, что благовонные курения были в употреблении в Древнем Египте. Как курения91 , так и кадильницы92 упоминаются в древних текстах. [163] Воскурение изображено в иллюстрациях к Книге Мертвых, и это одна из самых распространенных тем в стенной росписи храмов и гробниц. Благовонные курения93 и кадильницы94 встречаются в гробницах.

Когда благовонные курения впервые появились в Египте — не известно, но древнейшие письменные свидетельства по этому поводу относятся к V95 и VI96 династиям, и найденная недавно кадильница также датируется V династией97 . Древнейший известный мне образец курительного вещества, не вызывающий сомнений, относится к эпохе XVIII династии. Это вещество имело вид маленьких шариков, очень похожих на те, которые мы так часто видим в росписи монументальных памятников98 . Курительные вещества птолемеевского периода, найденные Рейснером в гробницах жрецов в Филэ, имели форму шариков и кружочков99. Имеется сообщение, что среди предметов, заложенных в основании гробницы Яхмоса I, находились курительные вещества100 , но были ли они найдены в сыром виде или в виде готового препарата, [164] как в вышеупомянутом случае, — не известно. По описанию, эти благовонные курения имели вид «кусков», и гораздо вероятнее, что это была темно-коричневая смола, куски которой так часто встречаются в могилах, особенно раннего периода, вполне возможно, что она употреблялась в качестве благовонного курения, но все же мы не можем быть твердо уверены в этом. В одном из музеев в Королевском ботаническом саду в Кью101 хранятся два маленьких шарика благовонных веществ из могильника греко-римского периода в Хавара.

Наиболее известными и важнейшими благовонными курениями являются аравийский ладан и мирра, к описанию которых мы и переходим.


91 J. H. Breasted, op. cit., V (Index), p. 134.

A. Erman, op. cit, pp. 28, 33, 34, 40, 91, 102, 103, 105, 133, 209, 235, 239, 247, 287, 293.

J. H. Breasted, op. cit, V (Index), p. 113.

92 93 -

1Е. R. Ayrton, С. Т. Currelly and A. E. P. Weigall, Abydos, III, p. 34. A. Lucas, in The Tomb of Tut-ankh-Amen, Howard Carter, II, Appendix II, p. 184; III, Appendix II, p. 181. G. A. Reisner, Arch. Survey of Nubia, Report for 1907-1908,I, p. 85.

94 G. Вrunton, (a) Qau and Badari, I, p. 35; (b) Qau and Badari, II, p. 6; Pl. LXXXVIII, 98d.
G. A. Reisner, op. cit, pp. 78, 82, 83, 85, 86, 87, 89, 90, 91, 92.

С. М. Firth, Arch. Survey of Nubia, Report for 1909-1910, p. 112; Report for 1910-1911, pp. 52, 53, 57, 59, 60, 61, 65, 66, 73, 78, 199.

W. M. F. Petrie, Dendereh, p. 34.

H. Frankfort, The Cemeteries of Abydos: Work of the Season 1925-1926, in Journal of Egyptian Archaeology, XVI (1930), p. 217.

G. Вrunton, Mostagedda, p. 124.

95 J. H. Breasted, op. cit., I, 161.

96 J. H. Breasted, op. cit., 336, 369.

97 H. Frankfort, The Cemeteries of Abydos: Work of the Season 1925-1926, in Journal of Egyptian
Archaeology,
XVI (1930), p. 217.

98 A. Lucas, in The Tomb of Tut-ankh-Amen, Howard Carter, II, Appendix II, p. 184; III, Appendix II, p. 181.

99 G. A. Reisner, Arch. Survey of Nubia, Report for 1907-1908,I, p. 85.

100 E. R. Ауrtоn, С. Т. Currelly and A. E. P. Weigall, Abydos, III, p. 34.

101 Музей №1,№ 155/1888.


Аравийский ладан (Olibanum)

Аравийский ладан с древнейших времен считался и до сих пор считается основным материалом для воскурений. Это ароматная гумми-смола, встречающаяся в виде больших застывших капель (слез) светлого желтовато-коричневого цвета, но наиболее чистые

1 09

разновидности ладана почти бесцветны или имеют слегка зеленоватый оттенок102 . В свежем виде ладан полупрозрачен, но после перевозки (которая неизбежна в процессе торговли) он покрывается своей собственной мельчайшей пылью, образующейся от трения кусков между собой, и поверхность его становится полуматовой. Большая часть остальных материалов для благовонных курений имеет более определенную окраску. Многие из них темно-желтого, темного желтовато-красного или желтовато-коричневого цвета; в нескольких случаях они имеют серую или черную окраску. Поэтому упоминаемое в папирусе Гарриса103 (XII династия) благовонное курение белого цвета было, вероятнее всего, аравийским ладаном, так как его цвет более приближается к белому, чем цвет всех других курительных веществ. Плиний считает, что белый цвет был одним из тех признаков, по которым определяли ладан хорошего качества (лат. Thus)104. Название ладана на [165] древнееврейском, греческом и арабском языках обозначает «молочно-белый».

Аравийский ладан является продуктом небольших деревьев из семейства Boswellia, растущих главным образом в Сомали и Южной Аравии. Но одна из разновидностей ладана добывается из дерева Commipfora pedunculata, растущего в восточном Судане близ Галлабата105 и в соседних с ним областях Абиссинии. Поэтому сообщения древних надписей о том, что Египет в эпоху VI династии106 получал благовонные курения от племен негров, а в эпоху XVIII107 и XX108 династий — из Пунта, не противоречат тому, что речь идет об аравийском ладане, поскольку Пунт (был ли это Сомали или Южная Аравия) является родиной ладана, племена же негров обитали к югу от Египта, и товары из Пунта или восточного Судана вполне могли переправляться в Египет через их страну. Даже благовонные курения, поступавшие в эпоху XVIII династии из Речену109, Джахи110 и Нахарины111, могли быть ладаном или по крайней мере включать ладан, так как товары из Южной Аравии без труда могли попадать в Западную Азию, хотя, конечно, не исключено, что это был какой-нибудь другой вид благовонных курений.

Плиний приводит слова царя Джубо о том, что дерево, дающее аравийский ладан (Thus), растет в Кармании и в Египте, «куда» (очевидно, имеется в виду Египет) его ввезли Птолемеи112 , но в другом месте113 он пишет, что это ладанник, дающий средиземноморский ладан, что он произрастал первоначально в Кармании и что он был посажен по приказу Птолемеев и «в странах за Египтом». Деревья, привезенные из Пунта экспедицией, посланной царицей Хатшепсут, и изображенные на стенах ее погребального храма в Дейр-эль-Бахри, Брэстед114 называет [166] миррой, Невилль115 — аравийским Ладаном, аШофф116 — Boswellia Carteri, ладаноносным деревом из Дхофара в Южной Аравии.

102 Bertram Thomas, Arabia Felix, p. 122; R. H. Kiernan, The Unveiling of Arabia, 1937, p. 213.

103 J. H. Breasted, op. cit., IV, 233, 239, 299, 344, 376.
104Plin., Nat. Hist., XII, 32.

105 Образцы для исследования были присланы мне из Галлабата. Подобные же образцы имеются
в музее Имперского института в Лондоне.

106 J. H. Breasted, op. cit., I, 336, 369.

107 J. H. Breasted, op. cit., II, 265.

108 J. H. Breasted, op. cit., IV, 130.

109 J. H. Breasted, op. cit., II, 447, 472, 473, 491, 518, 525, 616.

110 J. H. Breasted, op. cit., II, 462, 509, 510, 519.

111 J. H. Breasted, op. cit., II, 482.

112 Plin., Nat. Hist., XII, 31.

113 Plin., Nat. Hist., XII, 37.

114 J. H. Breasted, op. cit., II, 264, 265, 272, 288.

115 Е. Naville, The Temple of Deir el-Bahari, III, p. 12.

116 H. Sсhоff, примечания к The Periplus of the Erythraean Sea, p. 218.


Изображения приблизительно тридцати деревьев до сих пор видны на стенах храма. Деревья изображены в двух видах: одни — с густой листвой, другие — совершенно голые. Никаких указаний на то, изображены ли здесь деревья разных пород или одной породы в разное время года, не имеется. Так или иначе, но и те и другие деревья изображены в такой условной манере, что установить их породу невозможно. Шофф интересуется только деревьями с листвой (обычно только их и копируют), совершенно игнорируя голые деревья, и говорит, что деревья с такой богатой листвой не могут изображать ни «голой, колючей, трилистной, но фактически почти безлистной мирры, ни почти безлистных разновидностей сомалийского ладана». Однако возможно, что голые деревья изображают именно одну из этих пород.

В римский период среди предметов ввоза в Египет, облагавшихся пошлиной, был ладан117 (как африканский, так и аравийский). Плиний118 говорит, что ладан подготовляли к продаже (вероятно, чистили и сортировали) в Александрии.

Лейн пишет119 , что в его время египтянки жевали ладан, чтобы сделать свое дыхание благоуханным. Этот обычай сохранился до сих пор.

Я исследовал уже упоминавшееся благовонное курение из гробницы Тутанхамона и считаю вполне возможным, что это был аравийский ладан. Вещество это имеет светлую желтовато-коричневую окраску; оно ломко, немного напоминает по внешнему виду смолу, горит дымным пламенем, имеет приятный ароматный запах и растворимо в жидкости, состоящей приблизительно из 80% спирта и 20% воды; оно, очевидно, представляет собой какую-то гумми-смолу и не может быть ни средиземноморским ладаном, ни мекка-бальзамом, ни стираксом. Цвет вещества не похож на обычный цвет мирры, бделлия или гальбана. [167]

Я полагаю, что все это вместе взятое позволяет считать это вещество толченым и скатанным в шарики аравийским ладаном120.

Мирра121

Мирра, как и аравийский ладан, является пахучей гумми-смолой и добывается в тех же странах, что и аравийский ладан: в Сомали и в Южной Аравии. Мирра является продуктом различных видов Balsamodendron Commiphora и встречается в виде скоплений желтовато-красных склеившихся капель, часто покрытых своей собственной мелкой пылью. Мирра никогда не бывает ни белой, ни зеленой и, таким образом, не может быть теми белыми122 или зелеными123 курениями, о которых говорится в древних письменных памятниках. В переводе этих памятников, изданном Брэстедом, говорится, что мирру привозили из Пунта (во времена V124, XI125, XVIII126, XX127 и XXV128 династий) и из Генебтиу129 (XVIII династия), что соответствует ее современному ареалу. Даже получение мирры из Речену130 в Западной Азии (XVIII династия) вполне вероятно, поскольку она могла попадать в Речену из Аравии.

Мы уже цитировали Феофраста, Диоскурида и Плиния, утверждающих, что мирра входила в состав некоторых египетских притираний. Плутарх же отмечает употребление

117 H. Schoff, op. cit., p. 289. 118Plin., Nat. Hist., XII, 32.

119 E. W. Lane, op. cit, p. 194.

120 A. Lucas, in The Tomb of Tut-ankh-Amen, Howard Carter, III, Appendix II, pp. 181-182.
121 См. также A. Lucas, Journal of Egyptian Archaeology, XXIII (1937), pp. 27-33.

22 J. H. Breasted, op. cit., IV, 233, 239, 299, 344, 376. 123 J. H. Вreasted, op. cit., II, 572. 'A J. H Breasted, op. cit., I, 161. " J. H. Breasted, op. cit., I, 429.

J. H. Breasted, op. cit., II, 265, 274, 276, 277, 321, 486. 127 J. H. Breasted, op. cit, IV, 130, 210, 407. ~ J. H. Breasted, op. cit, IV, 929.

J. H. Breasted, op. cit., II, 474. 130 J. H. Breasted, op. cit., II, 491.


мирры в Египте в качестве благовонного курения131 . В одном позднем папирусе (257 год до н. э.) упоминается мендесская мирра в маленьких свинцовых сосудах132 . [168]

Ретте обнаружил мирру в древнеегипетских ароматических веществах неизвестного периода133. Исследованные мною образцы гумми-смол от некоторых мумий царей и жрецов XVIII, XIX, XX и XXI династий, вероятно, также были миррой134. В одном случае это определение было подтверждено Лонуа135.

Кроме аравийского ладана и мирры, имеется очень мало веществ, которые могут быть использованы в качестве благовонных курений, а в Древнем Египте их, по-видимому, было еще меньше, поскольку такие материалы, как бензоин и камфара с Дальнего Востока, и употреблявшиеся в более ранние периоды аналогичные продукты индийского происхождения были тогда, вероятно, еще недоступны. Всякого рода догадки и рассуждения по поводу того, какими еще благовонными курениями пользовались древние египтяне, бесплодны и могут лишь привести к неправильным выводам. Мы будем говорить только о тех веществах, в отношении употребления которых в Египте имеется некоторая доля вероятности. В их число входят гальбан, средиземноморский ладан и стиракс, к описанию которых мы и переходим.

Гальбан

Гальбан представляет собою душистую гумми-смолу, встречающуюся обычно в виде больших скоплений застывших капель. Он бывает различных оттенков — от светлого коричневато-желтого до темно-коричневого, часто с зеленоватым отливом. Он имеет вид жирного вещества и иногда бывает пластичным, хотя обычно тверд. Родина гальбана — Иран; он является продуктом различных видов зонтичного растения Peucedanum, важнейшим из которых является P. galbaniflorum. Это единственный известный мне вид благовонного курения зеленого цвета, кроме аравийского ладана, который в свежесобранном [169] состоянии имеет зеленый цвет136 и иногда даже в продаже сохраняет слегка зеленоватый оттенок. Поскольку гальбан мог без труда доставляться в Египет из Персии, то вполне вероятно, что он и был тем благовонным курением зеленого цвета, о котором упоминается в письменных документах эпохи XVIII династии137 . Согласно Диоскуриду138 и Плинию139, гальбан был одной из составных частей мендесского притирания, а в Библии о нем говорится как об одном из компонентов древнееврейского благовонного курения140. Нет никаких сообщений о находках гальбана в древнеегипетских могилах.

Средиземноморский ладан

В противоположность другим описанным нами благовонным курениям средиземноморский ладан является не гумми-смолой, а настоящей смолой. Обычно в продаже он встречается в виде аморфных масс темно-коричневого или черного вещества, часто вязкого или легко размягчающегося в руках. Он естественно выделяется на листьях и ветках различных видов ладанника (Cistus), растущего в Малой Азии, на Крите, на Кипре, в Греции, Палестине, Испании и других районах Средиземноморья, но не встречающегося


131 Plut., Isis and Osiris, French transl., M. Meunier, p. 164.

132 С. С. Еdgar, Papyri Zenon, I, № 59089.

133 L. Reutter, Analyses des parfums egyptiens, inAnnales du Service, XIII (1914), pp. 49-78.

134 A. Lucas, Preservative Materials used by the Ancient Egyptians in Embalming, pp. 26-29.

135 R. Pfister, Nouveaux textiles de Palmyre (1937), p. 10.

136 Bertram Thomas, Arabia Felix, p. 122.

137 J. H. Breasted, op. cit., II, 572.

138 Dioscor., I, 71.
139Plin.,Nat. Hist., ХIII, 2.
140 Библия, Исход, XXX, 34.



в настоящее время в Египте. Плиний пишет141 , что Птолемеи ввели ладанник «в странах за Египтом», но значение этих слов не ясно

Ньюберри недавно высказал мысль143, что древние египтяне знали средиземноморский ладан еще в эпоху I династии. Чисто теоретически это вполне возможно, поскольку ладана было очень много в средиземноморских странах, с которыми Египет вел торговлю и из которых он легко мог его получать, если не имел своего собственного. Но конкретных свидетельств в пользу этого предположения не имеется. Древнейшим известным мне письменным источником, упоминающим об употреблении [170] в Египте средиземноморского Ладана, является Библия, где в одном месте говорится о купцах, везущих ладан в Египет из Галаада144, а в другом — о том, что Иаков посылал средиземноморский ладан в Египет в подарок своему сыну Иосифу145. Эти сообщения относятся, вероятно, к эпохе не ранее X в. до н. э., а может быть, даже и к более позднему времени, вплоть до VIII в. до н. э. Попутно отметим, что если ладан приходилось посылать из Палестины, то это должно обозначать, что его в Египте либо не было совсем, либо было очень мало. Следующим, в хронологическом порядке, сохранившимся до нас сообщением является уже цитированное нами место из Плиния (I в. н. э.). Лейн утверждает, что в его время среди египетских женщин был очень распространен обычай жевать ладан, чтобы сделать свое дыхание благоуханным

Насколько мне известно, древний средиземноморский ладан был найден в Египте только один раз в Фаррасе близ Вади-Хальфа в виде коптского благовонного курения VII в. н. э. Несколько лет назад я сделал анализ этого вещества и опубликовал полученные результаты147. Это была ароматная черная смола, содержавшая 31% минерального вещества. Вероятно, это действительно был средиземноморский ладан. Исследованный для сравнения образчик настоящего высококачественного средиземноморского ладана содержал 80% смолистого вещества и 20% вещества, не растворявшегося в спирте.

Стиракс

Стиракс (Styrax, или Storax) — это бальзам, добываемый из дерева Liquidambar orientalis, принадлежащего к отряду Hamamelideae, распространенному в Малой Азии. Он имеет вид мутной вязкой сероватой жидкости с запахом бензоина и принадлежит к группе веществ, главной отличительной чертой которых является содержание коричной или бензойной кислоты; стиракс содержит первую из них. Одно время стираксом [171] называли твердую смолу, добываемую из Styrax officinalis и несколько напоминающую бензоин. Ретте обнаружил стиракс среди материалов, употреблявшихся для бальзамирования148 египетских

149 г

мумий, и в древнеегипетских ароматических веществах149 (к сожалению, и те и другие не датированы). Нет никаких доказательств того, что «гуммистиракс (современный стиракс)... добывался из деревьев в Верхнем Египте», — пишет Ростовцев150 . Эдгар151 же утверждает, что слово, переведенное Ростовцевым как стиракс, в действительности должно читаться как «растительный сок», и говорит, что замечания Ростовцева по поводу этого слова основаны на неправильном его толковании.

141 Plin., Nat. Hist, XII, 37.

142 См. стр. [166].

143 P. E. Newberry, in Journal of Egyptian Archaeology, XV (1929), p. 94.

144 Библия, книга «Бытия», XXXVII, 25.

145 Библия, книга «Бытия», XLIII, 11.

146 Е. W. Lane, op. cit, p. 194.

147 A. Lucas, Preservative Materials used by the Ancient Egyptians in Embalming, pp. 31-32.

148 L. Reutter, De l'embaumement avant et apres Jesus-Christ, pp. 49, 59.

149 L. Reutter, Analyses de parfums egyptiens, in Annales du Service, XIII (1914), pp. 49-78.

150 M. Rostovtzeff, A Large Estate in Egypt in the Third Century, B.C., p. 178.

151 С. С. Edgar, Zenon. Papyri, III, № 59368, p. 113.


Другие благовонные курения

Время от времени я подвергал анализу различные вещества древнеегипетского происхождения, относительно которых предполагали, что они употреблялись в качестве благовонных курений. Привожу их описание. Одним из таких материалов было коптское благовонное курение, относящееся к тому же времени и найденное в том же месте, что и упомянутый выше средиземноморский ладан. Однако это вещество сильно отличалось от ладана: оно состояло из темных красновато-коричневых кусочков неправильной формы, просвечивающих при свежем изломе, очень напоминающих по виду смолу и обладающих приятным запахом. Анализ показал, что оно было настоящей смолой в отличие от гумми-смол и поэтому не могло быть аравийским ладаном, миррой, гальбаном или стираксом; от средиземноморского ладана оно отличалось своим цветом. Определить это вещество не удалось152. Образчик вещества, найденного Легрэном в Карнаке, был тускл и непрозрачен. Анализ показал, что это настоящая смола, смешанная с известковой пылью (76%). Хотя [172] Легрэн описывает это вещество как благовонное курение, я полагаю, что это был какой-то связующий материал, вроде найденного несколькими годами позднее Пийе в Карнаке153 и Монтэ в Танисе154.

В гробнице Тутанхамона была найдена смесь смолы (или гумми-смолы) с натроном (природной содой), которая могла быть благовонным курением, поскольку природная сода употреблялась иногда с благовониями155. Смола (или гумми-смола — определить это не удалось, так как количество полученного материала было слишком мало) была в форме очень маленьких капель и палочек. Палочки длиною от 2 до 5 мм имели 0,5 мм в диаметре. Смола имела белую поверхность из-за приставшей к ней соды и собственной мелкой пыли; но внутри она была светлого желтовато-коричневого цвета. Образец почти весь, но не совершенно растворялся в спирте. Определить вещество не удалось, но ясно, что это

— ^ ^ 156

не могла быть мирра; не похоже оно также по виду и на аравийский ладан

Мы уже говорили о том, что аравийский ладан встречается в Судане. Но там же имеются и другие вещества, которые могли использоваться в качестве благовонных курений, хотя не известно, применялись ли они для этой цели. Я подверг анализу два из них, а именно смолу гафал, добываемую, как говорят, из дерева Balsamodendron africanum, и продукт дерева Gardenia Thunbergia. Смола гафал обычно имеет вид полупрозрачной бесформенной массы желтоватого, светло-коричневого или темно-коричневого цвета, весьма напоминающей смолу. Продукт Gardenia Thunbergia был также представлен в виде кусков неправильной формы, но он мало походил на смолу гафал. Цвет этих кусков был различен — от желтовато-коричневого до черного; вещество было совершенно непрозрачно. Оба вещества представляют собою душистые гумми-смолы и, по-видимому, были вполне подходящим материалом для благовонных курений. [173]

Как уже упоминалось, смола очень часто встречается в египетских гробницах всех периодов. Смолу постоянно клали в могилы бадарийского и додинастического периодов, то есть задолго до изобретения бальзамирования, а также в ранние династические погребения в тех случаях, когда трупы не были бальзамированы либо потому, что бальзамирование было еще не известно, либо потому, что оно не было еще широко распространено.

Эта смола во всех случаях оказалась настоящей смолой в отличие от таких гумми-смол, как аравийский ладан и мирра. Последние являлись продуктами стран более южных и жарких, чем Египет, между тем как большая часть настоящих смол и, вероятно, все смолы,

152 A. Lucas, Preservative Materials used by the Ancient Egyptians in Embalming, pp. 31-32.

153 М. Pillet, Annales du Service, XXIV (1924), pp. 64-65.

154 P. Mоntet, Decouverte d'une necropole royale a Tanis, Annales du Service, XXXIX (1939), p. 530.

155 (a) British Museum Introductory Guide to the Egyptian Collections, 1930, p. 5; (b) E. A. Wallis Budge, The
Literature of the Ancient Egyptians, 1914, pp. 14, 38, 218.

156 A. Lucas, in The Tomb of Tut-ankh-Amen, Howard Carter, III, Appendix II, p. 181.


о которых здесь идет речь, добываются либо из хвойных деревьев (кедр, сосна, ель и пихта), либо из различных видов Pistacia (главным образом P. terebinthus), растущих в более холодных странах севернее Египта. Если учесть древние связи Египта с Западной Азией, где таких деревьев очень много, то становится вполне вероятным, что именно Западная Азия могла служить для Египта источником получения этих смол.

Эти смолы, многие из которых внешне почти не отличимы друг от друга, обычно не имеют запаха, хотя отдельные образцы душисты. Как правило, они непрозрачны и имеют снаружи тускло-коричневую окраску; но внутри они имеют более чистый цвет и смолообразную структуру. Анализы этих смол дают сходные результаты: вероятно, все они, за немногими исключениями, принадлежат к одному виду, ботанический источник которого не удается установить. Так как все образцы этих смол относятся ко времени до начала бальзамирования и до применения смолы в качестве лака, связующего вещества и сырья для

157 /

изготовления различных украшений и других предметов157 (если не считать отдельных мелких бусин, сохранившихся до нас от додинастической эпохи)158 , то наиболее вероятно, что эти смолы употреблялись в качестве благовонных курений, тем более что мы не имеем никаких свидетельств об употреблении до династической эпохи [174] аравийского ладана и мирры. Однако, как правило, запах, получающийся при сжигании такой смолы, по современным понятиям, не ароматен и напоминает запах горящего лака, хотя иногда попадаются образчики с ароматным запахом159. Если эти вещества служили в качестве курений, то они были предшественниками значительно более приятных по запаху и, вероятно, гораздо более редких и дорогих материалов — аравийского ладана и мирры. Если же нет — то тогда почти полное отсутствие в могилах одного из наиболее широко употреблявшихся в религии и магии Древнего Египта вещества остается неразрешенной загадкой. Возможно также, что даже после того, как мирра и аравийский ладан стали уже известны, они употреблялись лишь в исключительных случаях ввиду их редкости и дорогой цены. Для обычных же целей и среди более бедных людей применялись более доступные и более дешевые вещества. Этим можно было бы объяснить присутствие коричневой смолы в могилах всех периодов и сословий. Обсуждение вопроса о ботанических источниках этих смол мы отложим до рассмотрения истинных смол, применявшихся в более позднюю эпоху, преимущественно в связи с бальзамированием