Пчелиный воск

Существует одно связующее, или клейкое, вещество, употребление которого в Древнем Египте при изготовлении красок и для покрытия росписи не вызывает никаких сомнений. Это пчелиный воск. Однако, поскольку применение воска носило несколько необычный характер, нам удобнее будет рассмотреть его в разделе о материалах, используемых в живописи7. Пчелиный воск употреблялся также (опять же не как связующее вещество) при бальзамировании8, в кораблестроении9, при изготовлении магических фигур10, в бронзолитейном деле11 и, в очень позднюю эпоху, для покрытия поверхности табличек

1 9

для письма12 . Все эти случаи применения мы рассмотрим отдельно в соответствующих разделах. Здесь же мы ограничимся лишь исследованием применения пчелиного воска в качестве обычного клейкого, или связующего, вещества, так как он весьма широко употреблялся и для этой цели. Он применялся, например, для заливания крышек сосудов. В гробнице Тутанхамона было найдено пять алебастровых ваз с залитыми воском крышками13; воск был обнаружен также на нескольких алебастровых крышках из той же

5 В современном животном клее присутствие серы может объясняться употреблением для
обесцвечивания его сернистой кислоты; это исключается в древнем клее.

6 Howard Carter, An Ostracon depicting a Red Jungle-Fowl, Journal of Egyptian Archaeology, 9 (1923), pp. 1^.

7 См. стр. 531-532.

8 См. стр. 464.

9 M. Rostovtzeff, A Large Estate in the Third Century В.С, p. 123.

10 См. стр. 517.

11 См. стр. 348.
"' См. стр. 550.

13 Анализы мои.


гробницы; сами сосуды не были найдены13 . По крайней мере в трех случаях воск был использован для прикрепления сосудов к подставкам13 . Следы воска имеются также на задней стороне двух уреев13; совершенно очевидно, что и в этом случае он был употреблен в качестве скрепляющего вещества. Спаррел обнаружил, что кремневые зубья [34] серпа XVIII династии были закреплены в рукояти с помощью воска14 , а Уинлок приводит пример употребления воска, смешанного с толченым известняком, в эпоху Среднего царства, для прикрепления к ручке бритвенного лезвия15. Воск употреблялся также при завивке и плетении кос при изготовлении париков; но об этом мы будем говорить подробнее в разделе о волосяных изделиях16.

В Древнем Египте, по-видимому, не существовало обычая класть в гробницы пчелиный воск; во всяком случае, нигде не имеется упоминаний о подобных находках. Но в Эль-Амарне кусок пчелиного воска был найден в одном из домов17.

Глина

Употребление глины как скрепляющего раствора в кладке из высушенных на солнце

« г 18

кирпичей будет рассмотрено в разделе о строительных материалах18 .

Клей

Клей является одним из древнейших, наиболее известных и надежных скрепляющих веществ, в особенности для дерева. Он извлекается из некоторых животных продуктов, содержащих желатину, например из костей, кож, сухожилий и хрящей. Извлечение производится путем кипячения в воде. Полученный отвар концентрируется выпариванием и затем разливается в формы, в которых, охлаждаясь, превращается в твердую массу.

В Древнем Египте клеем пользовались для самых разнообразных целей, а именно: а) для склеивания кусков дерева между собой и скрепления пластинок черного (эбенового) дерева и слоновой кости в инкрустациях; b) в качестве примеси к мелу при изготовлении штукатурки и шпаклевки; с) вероятно, для приклеивания грубого холста к дереву и к штукатурке и для накладывания на штукатурку сусального золота; d) он применялся, вероятно, как грунтовочный материал для [35] каменных и оштукатуренных поверхностей перед нанесением на них росписи и, возможно, е) как связующее вещество в пигментах. Перейдем к рассмотрению каждого из этих применений в отдельности.

Когда и для какой цели клей был впервые применен в Египте, не известно, но, по всей вероятности, он употреблялся первоначально не для склеивания дерева, поскольку в гробнице Хетепхерес (IV династия) куски дерева соединены при помощи шипов и иногда

стянуты кожаными ремешками19 , на основании чего можно заключить, что клей тогда еще не применялся. Но, поскольку дерево все сгнило, этого нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Однако произведенный мною анализ нескольких образчиков штукатурки из этой гробницы показал, что входивший в нее мел содержал некоторое количество органического азотистого вещества, которое могло быть и клеем. Насколько это можно было определить по незначительному количеству материала, имевшегося для анализа, никакого другого связующего вещества в нем не содержалось, а оно совершенно необходимо для мела, который почти не обладает силой естественного сцепления.

Такого рода штукатурку, то есть состоящую из мела и клея и называемую египтологами «джессо», относящуюся ко времени III династии, я обнаружил в ступенчатой


14 F. С. J. Spurrеll, Tell el Amarna, W. M. F. Petrie, pp. 37-38.

15 H. E. Winlосk, The Treasure of El Lahun, pp. 63, 74.

16 См. стр. 77-80.

17 Т. E. Peet and С. L. Wооlleу, The City of Akhenaten, I, p. 25.

18 ,

19 G. A. Reisner, Bull. Mus. of Fine Arts, Boston, XXV (1927), Supplement; XXVI (1928), № 157; XXX

1 См. стр. 143. G.A . (1932), №180.


пирамиде в Саккара и в примыкающей к ней большой гробнице Джосера. Она была использована для прикрепления к стенам маленьких синих фаянсовых плиток. Слоем такой же, но раскрашенной штукатурки был покрыт один вырезанный из известняка бюст эпохи V династии. Начиная с XVIII династии джессо получает широкое употребление в качестве материала для грунтовки дерева перед нанесением росписи и позолоты, причем перед золочением на нем часто выдавливали барельефный орнамент. Позднее джессо широко применялось для изготовления картонажных масок и саркофагов для мумий, состоящих из слоев холста и джессо, а в еще более позднюю эпоху — из джессо и старых, написанных на папирусах документов вперемежку с холстом или же без холста. Когда джессо [36] наносили на дерево, между ним и деревом иногда делали прокладку из грубой ткани (холста). Вероятно, не только холст обрабатывался клеем, чтобы он пристал к дереву с одной стороны и к штукатурке — с другой, но в тех случаях, когда накладывался толстый слой золота, его также прикрепляли с помощью клея20 . Вопрос о том, употреблялся ли клей, когда золото накладывалось в виде тонких листков, остается неразрешенным.

Говард Картер нашел образчик клея XVIII династии в скальной камере над погребальным храмом Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Я исследовал этот клей. Он имел вид отлитого в форме прямоугольного бруска длиною в тринадцать сантиметров, с квадратным поперечным сечением — приблизительно 2x2 см. За исключением сильной усушки, он ничем не отличался от современного клея, всем свойствам которого он соответствовал21.

В одной из сцен, изображенных на стенах гробницы XVIII династии в Фивах22, по-видимому, показан процесс склеивания. Об употреблении клея, очевидно, свидетельствует и один недатированный остракон, находящийся в настоящее время в Лейпциге23.

По словам Спаррела24, желатина употреблялась как связующее вещество в красках во времена IV династии, а Тох считает, что краски в стенной росписи гробницы Пернеба, относящейся ко времени V династии, были замешаны на клее или желатине25 . Я исследовал большое количество пигментов из образцов древнеегипетской росписи, включая стенную живопись, но образчики материалов, которыми я располагал, были слишком малы для сколько-нибудь удовлетворительного определения природы связующего вещества, тем более что специфической реакции на клей нет. Не следует также забывать, что присутствие клея в краске еще не означает, что [37] клей был употреблен как связующее вещество, поскольку он мог быть использован в качестве грунтовки для заполнения пор в штукатурке, камее или другом материале перед наложением краски.

Брайтон упоминает о маленьком расписном деревянном ларце V династии с соединениями «в ус» (под углом в 45°), проклеенными «каким-то смолообразным веществом, возможно клеем»26 . Мейс и Уинлок утверждают27 , что исследованный ими жезл XII династии был скреплен клеем, а Картер нашел остатки клея, служившего скрепляющим веществом, на шкатулке для туалетных принадлежностей и на игральной доске; оба этих предмета относятся к концу Среднего царства или ко II промежуточному периоду28. Уинлок пишет29 , что клеем пользовались при изготовлении двух саркофагов царицы Меритамон (XVIII династия) и что деревянный ларец из той же гробницы был «небрежно подмазан при починке смесью клея и ила»30. Клей обнаружен на многих предметах из гробницы

0 Очень толстые листы прикреплялись золотыми заклепками.

1 A. Lucas, Appendix II, pp. 166-167; The Tomb of Tut-ankh-Amen, II, Hovard Carter.

2 P. E. Newberry. The Life of Bekhmara, PI. XVII.

3 N. de G. Davies, Bull. Met. Mus. of Art, New York, Egyptian Expedition 1916-1919, p. 32. Fig. 22.

4 F. С. J. Spurrell, Medum, W. M. F. Petrie, p. 50.

5 M. Tосh, The Pigments from the Tomb of Perneb, Journal of Industrial and Engineering Chemistry, 1918, p. 118.

6 G. Вruntоn, Mostagedda, p. 98.

7 А. С. Масе and H. E. Winlосk, The Tomb of Senebtisi at Thebes, p. 89.

8 The Earl of Carnarvon and H. Carter, Five Years' Explorations at Thebes, pp. 56-57.

9 H. E. Winlock, The Tomb of Meryet-Amun at Thebes, pp. 16, 18, 21.
0 H. E. Winlock, op. cit., p. 44.


Тутанхамона, где он употреблялся совершенно так же, как его применяют современные столяры, — для скрепления деревянных частей и для закрепления облицовочного слоя или элементов мозаики из черного дерева и слоновой кости. Я произвел анализы ряда образчиков шпаклевки из этой же гробницы, шпаклевки, предназначенной для заделки дырок и других изъянов, в дереве, и нашел, что она состояла из смеси мела и клея (то есть джессо), окрашенной (в одном случае желтой охрой) либо под цвет дерева, либо под цвет покрывавшей его краски31. Я исследовал также в Каирском музее несколько сот крошечных ушебти32, точно не датированных, но, во всяком случае, [38] поздней эпохи, и обнаружил, что они были сформованы из смеси толченого известняка с клеем33 .

Камедь

В настоящее время камедь получают главным образом из различных видов растущей в Судане акации. Но так как акация растет также и в Египте, где прежде ее было гораздо больше, чем теперь, то можно предполагать, что если не вся, то большая часть древнеегипетской камеди добывалась на месте. По словам Плиния34, в его время лучшая камедь привозилась из Египта; однако вполне возможно, что она поступала через Египет из Судана.

«Гумми мирры», упоминаемая в древних письменных памятниках35, не была камедью в обычном понимании этого термина; это была пахучая смола, употреблявшаяся для воскурений. «Ладан из Страны бога»36 , «ладан из Пунта»37 , «ладан из Генебтиу»38 и другие «ладаны»39 были, вероятно, подобными же материалами, то есть не гумми, а пахучими смолами, поскольку даже в современной торговой практике многие гумми-смолы по небрежности называют просто «гумми».

Согласно Геродоту40 , гумми употреблялась для склеивания льняных полотнищ, в которые обертывались мумии после бальзамирования. В связи с этим он замечает, что египтяне пользовались гумми главным образом вместо клея. Гумми была обнаружена и определена на полотнищах двух недатированных мумий Ретте41,42 и в четырех случаях (все — XX династии) мною. Эллиот Смит пишет43 , что «прямо перед лицом мумии Аменхотепа III (XVIII династия) был положен кусок материи, [39] пропитанный каким-то гуммиобразным веществом»; он упоминает также о «пропитанных гумми полотнищах», Опаррел нашел гумми, которая, по его словам, оказалась камедью, использованной в качестве связующего вещества в краске во времена XVIII династии44 . По его словам, гумми истлела и остался только рыхлый порошкообразный пигмент. Он утверждает также, что «в некоторых баночках с краской над слоем краски оказался толстый слой гумми. Краска осела на дно и не подверглась воздействию воздуха. Гумми соответствовала всем обычным свойствам. Гумми была применена при написании портретов Эхнатона и маленьких царевен.

31 A. Lucas, op. cit, pp. 166-167.

32 Здесь и в нескольких местах далее Лукас пользуется термином «шавабти», в других же случаях
употребляет слово «вешебти». Мы везде применяем более привычное в русской литературе слово «ушебти». —
Прим. перев.

33 Nos. J. 66773-66774.
34Plin.,Nat. Hist., XVI, 21.

35 J. H. Breasted, Ancient Records of Egypt, II, 288; III, 116.

36 J. H. Breasted, op. cit., IV, 29.

37 Ibid, IV, 29, 31.

38 Ibid., II, 474.

39 Ibid., IV, 378.

40 Herod., II, 86.

41 L. Reutter, De l'embaumement avant et apres Jesus-Christ., 52, 96.

42 L. Reutter, Sphinx, XVII (1913), p. 113.

43 G. Elliott Smith, The Royal Mummies, p. 48.

44 F. С. J. Spurrell, The Archaeological Journal, LII, Second Series, Vol. II (1896), pp. 222-240.

45 A. P. Laurie, (a) The Materials of the Painter's Craft, p. 22; (b) The Painter's Methods and Materials, pp. 17,172.


Она была также использована в отдельных местах крашеного мозаичного пола». Лори обнаружил гумми в краске времен XIX династии45 . Возможно, что гумми употреблялась также в качестве связующего вещества для порошкообразных пигментов при изготовлении тех лепешечек краски, которые мы находим на палетках писцов.

Гипс

Древнейшим известным в настоящее время примером использования гипса (обожженного, или алебастра) в качестве связующего вещества является большой керамический сосуд додинастического периода, найденный профессорами Менгином и Амером в Маади, при починке которого был применен гипс. Среди предметов, обнаруженных в гробнице Тутанхамона, имеется также глиняный кувшин, крышка которого была прикреплена гипсом. Анализ вещества в обоих случаях был произведен мною.

Как связующее вещество гипс в Древнем Египте употреблялся прежде всего для изготовления строительного раствора; другим важным применением гипса было использование его для изготовления штукатурки, хотя в данном случае он служил не совсем как связующее вещество. Оба эти способа применения будут рассмотрены нами в разделе о строительных материалах46 . [40]

Для какой бы цели гипс ни употреблялся, он прежде всего должен быть обожжен, так как лишь после пережигания и последующего смешивания с водой у него появляются связующие свойства.