Взаимодействие педагога и обучающихся в педагогическом процессе
Выделяют два типа концепций обучения ( рис. 9.6 ):
· количественные – концепции, которые относятся к восприятию изолированных фрагментов знания и реализуются на низших уровнях мышления – восприятия, механического повторения и запоминания;
· качественные– концепции, рассматривающие обучение как изменение индивидуального мировосприятия: процесс обучения подразумевает повторную интерпретацию познания и, соответственно, изменение самой личности обучающегося.
увеличить изображение
Рис. 9.6.Концепции обучения
Количественные и качественные концепции обучения тесно взаимосвязаны – часто количественные концепции являются необходимым условием качественных. Большинство образовательных систем декларируют обеспечение обучаемым концепции №6.
Педагогическое взаимодействие (англ. instructional interaction) – взаимные действия (воздействия) обучающегося и его окружения в образовательном пространстве, направленные на изменение обучающегося и его продвижение на пути к достижению образовательных целей.
Обучениекак процесс состоит из двух подпроцессов – преподавания и учения.
Преподавание (англ. instruction, teaching)– это
· деятельность преподавателя, учитывающая закономерности учения, и заключающаяся в передаче обучающемуся информации и в организации деятельности обучающегося по усвоению содержания учебного материала на требуемом уровне.
· деятельность по созданию учебной ситуации для передачи знаний, стимулирования процесса познания и поддержки индивидуального развития.
Учение (англ. learning) – собственная активность обучающегося по выполнению какой-то последовательности действий, ведущих к усвоению им содержания учебного материала и преобразованию полученной информации в знания и компетенции.
Основные этапы деятельности обучающегося и преподавателя в педагогическом процессе показаны на рис. 9.7 .
Рис. 9.7.Взаимодействие педагога и обучающихся в педагогическом процессе
На рис. 9.8 представлены структурные элементы деятельности обучающихся: цели учения, ведущие мотивы деятельности и учебные действия.
Рис. 9.8.Деятельность обучающихся в образовательном процессе