Педагогика как наука. Объект, предмет, задачи и функции педагогики

Педагогика – это

"наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни" (И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов, С.А.Смирнов [9, C.7]);

· "наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека" (Н.В.Бордовская, А.А.Реан [2, C. 11]);

· наука об образовании человека, то есть о развитии его жизненного опыта (А. М. Новиков);

· теоретическая наука и педагогическая деятельность, искусство (И. Ф. Харламов, [15, С. 42]);

· и наука, и искусство, и технология (В. П. Беспалько).

На рис. 7.1 показана семантическая модель, отражающая взаимосвязи педагогической науки и педагогического знания с другими научными дисциплинами и профессиональной практикой.


увеличить изображение
Рис. 7.1.Семантическая модель педагогической науки

Объектом педагогики является

· широко понимаемая сфера образования (Б. С. Гершунский, [3, С. 322])

· "образование как особая, социально- и личностно детерминированная, характеризующаяся педагогическим целеполаганием и педагогическим руководством, деятельность по приобщению человека к жизни в обществе" (В. В. Краевский, [5, С. 11]);

· деятельность по развитию и формированию личности (В. А. Сластенин).

Предмет педагогики

· исследование сущности развития и формирования человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса (И. Ф. Харламов, [15, С. 29]);

· "педагогическая система (как инвариантная для разных уровневых и профильных образовательных подсистем система знаний о подходах к обоснованию целей, содержания, методов, средств и организационных форм образования) и педагогическая деятельность (в триединстве ее учебно-воспитательной, научно-исследовательской и управленческой составляющих)" (Б. С. Гершунский, [3, С. 322];

· система отношений, возникающих в образовательной деятельности, являющейся объектом педагогической науки (В. В. Краевский);

· педагогический процесс как особый вид взаимодействия людей (И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, С. А. Смирнов [9, C. 7]).

Основные задачи педагогики показаны на рис. 7.2.


Рис. 7.2.Основные задачи педагогической науки

Четырехуровневая экспликация научно-теоретической и конструктивно-техническойфункций педагогики представлена на рис. 7.3.


Рис. 7.3.Функции педагогической науки