Вероучение ислама

В вероучении ислама можно выделить семь основных положений (догматов), которые являются Символом веры мусульманина. Вера в единого Бога (ат-таухид). В противоположность христианскому учению о божественной Троице ислам утверждает, что Бог един. Многобожие рассматривается как тяжкий грех. У мусульман Бог – Аллах. «Он – Аллах – един, Аллах, вечный; не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один» (Коран, сура 112). В исламе сложилась теория «прекрасных имен» Аллаха (асма ал-хусна), всего их 99 и сверх них – величайшее имя, известное только пророкам. Аллах сотворил все сущее. Он является всемогущим, всевидящим и вездесущим, абсолютным владыкой мира, который управляет природой и обществом. По отношению к людям он милостив, милосерден и всепрощающ. Люди же, осознавая могущество и величие Аллаха, должны полностью повиноваться ему (ислам), быть покорными Аллаху, богобоязненными, благочестивыми, во всем верить Аллаху и всегда полагаться на его волю и милость. Он единственный подлинный

царь и судья для людей. Аллах воздает людям за их добрые и греховные поступки. При чтении Корана в начале любой суры мусульманин должен произносить «бисмиллоху –р-рахмону –р-рахим» – стандартное восклицание, обращенное к Аллаху: «Во имя Аллаха милостивого, милосердного!»

Вера в ангелов и демонов. Ангелы у мусульман – бестелесные существа, которые беспрекословно выполняют поручения Аллаха. Среди ангелов существует определенное разделение труда: в исламе есть ангелы-хранители (их двое у каждого человека); ангелы, которые охраняют могилы; ангелы – посланцы

Аллаха, и ангелы, возглавляющие рай (ридван) и ад (малик).Мусульмане признают также существование сверхъестественных противников Аллаха – демонов (ангелов, вышедших из подчинения Богу) и их главы Шайтана(другое имя главы демонов – Иблис). По кораническому преданию, Шайтан был тем единственным ангелом, который ослушался Аллаха и отказался пасть ниц перед сотворенным им первочеловеком – Адамом. За это он был низвергнут с небес и обречен на муки ада. Однако Шайтан испросил у Аллаха отсрочку наказания до дня Суда и поклялся вредить Аллаху на Земле, искушая людей. В мусульманской религиозной литературе Шайтана изображают как хозяина многочисленных, коварных джиннов или великого множества злых духов, каждый из которых

находится возле отдельного человека для его «совращения». Вера в святость Корана (калам Аллах). Ислам учит, что Коран – книга нерукотворная, существующая предвечно, как и сам Бог, она – его «слово». Оригинал этой книги находится на небесах. Начиная с 610 г., Бог через видения с помощью архангела Джебраила передавал содержание книги своему избраннику –

Пророку Мухаммеду. Этот процесс длился 22 года, т. е. до конца жизни Пророка. Содержание видений Мухаммед пересказывал своим приверженцам и использовал для проповедей. Они записывались его секретарями и затем легли в основу земного Корана. Поэтому в мусульманском богословии принят догмат о нерукотворности, вечности Корана. А если Коран – нерукотворное «слово Божье» (калам Аллах) и является вечным атрибутом его бытия, он никем не может быть изменен, и мусульмане в своей жизни должны руководствоваться только предначертаниями, содержащимися в этой вечной книге Бога. Вера в пророков и посланника Мухаммеда (ан-нубув-ва).

Пророки– не сверхъестественные существа. Это люди, через которых вещает Господь. Число пророков огромно – их не меньше 100 тыс. (по некоторым свидетельствам – 124 тыс.), хотя в Коране упомянуты лишь 28. Девять из них называются «стойкими»: Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Дауд (Давид), Якуб (Иаков), Иусуф (Иосиф), Аййуб (Иов), Муса (Моисей), Иса

(Иисус) и, наконец, Мухаммед, которому был явлен Коран. Мухаммед читается «печатью пророков», то есть последним в цепи пророков, которые проповедовали человечеству. Исламская традиция рассматривает Мухаммеда как совершеннейшего человека. Жизнь его, особенно начиная с первого откровения, есть предмет тщательного изучения, образец для толкования,

почитания и подражания.

Вера в рай и ад (жаннат, жаханнам). Мусульманам, неуклонно выполняющим все религиозные предписания и требования, ислам обещает вечное блаженство в раю (жаннат), а неверным и отклонившимся от принципов вероучения – мучения в аду (жаханнам)..По преданию, Джебраил чуть ли не с сотворения мира общался с пророками и сразу или по частям передавал им точный текст небесных книг, созданных самим Богом. Он двенадцать раз являлся Адаму, четыре раза – Еноху, сорок два раза – Ибрахиму, четыреста раз – Мусе(Моисею), десять раз – Исе (Иисусу) и двадцать четыре тысячи раз –Мухаммеду.

Согласно исламскому вероучению, райское блаженство – это жизнь в тенистых прохладных рощах, журчание воды, обильная изысканная пища, роскошная одежда и всяческие наслаждения, включая любовные. По одной из версий, каждый правоверный в раю будет вместе со своей супругой, по другой – он будет наслаждаться в обществе прекрасных гурий (см. основные описание рая в Коране. 47:15/16–17; 55:46–78; 56:11–38/37; 76:11–22). В противоположность этому ад – место, где неверующие и грешники будут подвергнуты наказанию. Жертвы ада будут гореть в огне: «А те, которые несчастны, – в огне, для них там – вопли и рев» (Коран. 11:108). «Мы сожжем их в огне! Всякий раз, как сгорит их кожа, мы заменим ее другой кожей, чтобы они вкусили наказание» (Коран. 14:50/51). Вера в божественное предопределение (када ва кадр). Это один из важнейших догматов, согласно которому не существует ничего не зависящего от воли Аллаха. Все в общественной и личной жизни происходит по предначертанию Бога. В 6-й суре ойят 125 говорится: «Кого пожелает вести Аллах прямо, уширяет тому грудь, а кого пожелает сбить с пути, делает грудь узкой, тесной, как будто бы он поднимается на небо» (Коран. С. 129). Иначе говоря, Аллах милостив к тому, к кому благоволит, и у того человека все получается как надо; у того, от кого Аллах отвернулся, все равно ничего не выйдет. Тем не менее удел всех – безусловная покорность божественной воле. Вера в бессмертие души. Приверженцы ислама верят в существование особой субстанции (души), покидающей тело в момент смерти и в воскресение ее из мертвых в день Страшного суда. И хотя рассуждения на эту тему довольно противоречивы, временами неясны и двузначны, в целом из предписаний Корана вырисовывается примерно следующая картина. Незадолго до конца света наступит эпоха страшной нечестивости и неверия; все ценности ислама будут преданы и проданы, люди погрязнут в грехе. Тогда-то и наступит царство антихриста, которое будет длиться 40 дней. На смену антихристу придет царство Аллаха. Антихрист будет уничтожен на Земле, на протяжении 40 лет будет спокойная идиллия (волк возляжет рядом с ягненком и т. д.). Затем протрубит в свою трубу Исрафил, и настанет время Страшного суда. Сам Аллах лично и с пристрастием будет допрашивать каждого из живых и мертвых, причем все они –нагие, с одной лишь книгой записей их дел в руках, со страхом будут ждать его решения. После этого решения грешники попадут в ад с его геенной огненной, а праведники будут направлены в рай. Таковы главные положения исламского вероучения (имон).

Основой же мусульманского культа (дина) являются так называемые пять «столпов веры» (аркан ал-дин), указывающие на важнейшие обязанности мусульман. Первая обязанность – исповедование веры («свидетельство»,или аш-шахад). Мусульмане подтверждают свою преданность исламу посредством краткой формулы: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – его пророк» («Ла илаха илла Ллаху ва Мухаммадун расулу Ллахи»). Здесь формулируются два основных догмата ислама: исповедование единобожия и признание пророческой миссии Мухаммеда. Шахады нет в Коране, но она является основой мусульманского самосознания и постоянно повторяется во время молитвы. С шахадой на устах идут в бой, поэтому погибший за веру называется шахидом. Трехкратное возглашение шахады является главной частью ритуала принятия ислама взрослым адептом (не мусульманином от рождения). Вторая обязанностьотправление молитв (араб. – ас-са-лят, перс. – намаз). Осуществляется на заре (2 раката), в полдень (4 раката), во второй половине дня (4 раката) и при заходе солнца (4 раката). Ракат – это череда молитвенных поз, движений и словесных формул. Моление разрешается в любом чистом месте. Те, кто не молятся пять раз в день, – неверные. Перед молитвой правоверный обязан осуществить омовение – обряд ритуального очищения водой различных частей тела. Если нет воды, ее заменяет песок. Есть также молитвы дополнительные, ночные бдения, добровольные молитвы и прямые обращения к Богу. Обязательные молитвы произносятся только по-арабски, добровольные обращения допустимы на любом языке. Во всех молитвах повторяется одно хвалебное восклицание: «Аллах велик! Аллах всесилен! Аллах всемогущ!» Во время молитвы верующий должен быть обращен в сторону Мекки. Иногда для подсчета прочитанных молитв и осуществленных поклонов мусульмане пользуются четками из 99 бусин, любая из которых отвечает одному из 99 «прекрасных имен» Аллаха, указанных в Коране. Четки называются тасбих, или субха. Они разделены на три части бусинками больших размеров, и верующие по четкам трижды по 33 раза восклицают «субхана Лляхи» («хвала Аллаху»), «аль-хамду ли Лляхи» («слава Аллаху»), «аллах акбар» («Аллах великий»). Третья обязанность – соблюдение поста во время месяца рамадан (ас-саум, или ураза). Он длится тридцать дней, на протяжении которых от рассвета до захода солнца правоверные не имеют права ни есть, ни пить, ни курить. Они должны воздержаться от купания, от употребления духов, от отношений с женщинами и от любых чувственных удовольствий. Дневное время должно быть посвящено работе, молитвам, чтению Корана, благочестивым размышлениям. Пост заставляет людей понимать состояние бедных, у которых недостаточно пищи, учит их искренности и самоотречению, укрепляет волю человека, способствует улучшению его здоровья. Помимо обязательного поста, приуроченного к рамадану, мусульмане могут соблюдать дополнительные посты индивидуально. В исламе предусмотрено освобождение от поста больных и старых людей, беременных женщин, детей, путников, сражающихся воинов и др.

Четвертая обязанность – уплата благотворительного налога в пользу нуждающихся мусульман (аз-закят). Налог предусмотрен в Коране и воспринимается как очистительный ритуал для имущих (уплата «очищает», делает безгрешным пользование богатством, с которого он уплачен). Размер заката – 1/40 часть годового дохода.

В исламе также существует садака – добровольная милостыня в пользу неимущих. Закят платит глава семьи. Садака подается от каждого взрослого члена семьи, ее можно передавать непосредственно дарителем или распределять через духовных лиц. Торжественная раздача садаки является важной частью ритуала главных мусульманских праздников. Оба налога берут лишь с зажиточных мусульман.Пятая обязанность – осуществление паломничества (аль-хадж). Считается, что каждый здоровый мусульманин по

возможности должен раз в жизни посетить Мекку – священное место ислама. Хадж совершается в первые дни лунного месяца зу-л-хаджа (последнего месяца мусульманского календаря) и достигает кульминации девятого числа этого месяца. Ему предшествуют очистительные обряды (омовение, обрезание

волос, ногтей) и облачение в ихрам – специальное одеяние из двух кусков белой ткани, один из которых (изар) оборачивается вокруг бедер, а другой (рида) набрасывается на плечи. Эта ткань без швов, которая подчеркивает равенство людей перед Богом. Обувать можно только сандалии. В первый день хаджа

совершается «малое паломничество» – Умра, включающая посещение Священной Мечети Мекки (аль-Масджид, аль-Харам), семикратный обход Каабы (таваф) по часовой стрелке, которая расположена внутри Мечети. После молитвы паломник освежается водой из священного колодца Зам-зам и выполняет обряд Са'и, что означает быстрое перемещение между холмиками

ас-Сафа и ал-Маруа. Са'и символизирует усилия человека в этой жизни, непрестанные устремления человеческой души на жизненном пути. На следующий день они направляются в долину Арафат и ночуют там. В полдень 9-го числа месяца зу-л-хаджа начинается центральный обряд – вакуф, или стояние у горы Арафат вплоть до заката солнца. Все это время паломники

слушают проповеди, молятся. Затем направляются в долину Муздалифу, где слушают закатную и ночную молитвы. Наутро все отправляются в долину Мина, где забрасывают семью камнями три каменных столба, олицетворяющих дьявола Иблиса, пытающегося помешать Пророку Мухаммеду. Затем следует

жертвоприношение животных, после чего верующие возвращаются в Мекку, где и завершают паломничество. Паломник, совершивший в Мекке всю сумму ритуальных действий, становится хаджи, т.е. мудрецом, который приобретает право выступать в роли судьи и учителя правоверных. Отметим, что мусульмане, посещающие Мекку, стремятся прикоснуться к «черному камню», который установлен в одном из углов внешней стороны Каабы. Когда-то мусульмане верили, что это окаменелый ангел, который оживет в день Страшного суда и предстанет в роли заступника за тех верующих, которые до него дотронулись. Теперь они считают, что черный камень Каабы –

осколок метеорита, не имеющий каких-либо особых свойств, и почитают его прежде всего потому, что сам Пророк сделал это во время своего последнего паломничества. Вообще, Кааба – это четырехугольное каменное сооружение высотой приблизительно 45 футов (13,5 м), шириной почти 33 фута (10 м), длиной 50 футов (15 м) с плоской крышей, без окон. Сама Кааба покрыта кисвой – черным тканным покрывалом, на котором золотом вышиты айяты из Корана. Кааба была построена в древности Пророком Авраамом и его сыном Измаилом, также пророком, как первая святыня на земле, посвященная поклонению Единому Богу. Много богомольцев посещают также и Медину, чтобы поклониться могиле Пророка. Домой они возвращаются в зеленой чалме или белой долгополой тунике. Эта одежда символизирует осуществление хаджа. К пяти обязанностям или «столпам веры» нередко добавляют еще один, шестой– жихад (араб. – усилие в распространении

ислама). Жихад подразделяется на несколько видов: «жихад сердца» – это борьба со своими собственными недостатками; «жихад языка» одобрение хорошего, запрет порицаемого; «жихад руки» – наказание преступников и воров; а также «жихад меча» – вооруженная борьба за утверждение ислама.

Последний вид жихада называют также «газават» (от араб, «газва» – набег) или «фатх» (завоевание, победа). В наше время жихад меча (газават) употребляется в переносном смысле, когда речь идет об усердии, рвении в деле распространения ислама и обеспечении его торжества. В жихаде должен принимать участие каждый мусульманин. Идея священной войны – жихада

– активно используется мусульманскими фундаменталистами. На основе идеи жихада формируются многие нормы социальной, экономической и этнической политики. Наряду со «столпами веры» ислам предписывает ряд «дополнительных обязанностей», составляющих, однако, значительную часть жизни правоверного мусульманина. Одна из них – обряд обрезания (хитан) для мальчиков, а в

ряде мусульманских стран (Египет, Судан, Йемен, Оман и др.) –и для девочек. Наиболее часто обрезание делают в 7–8 лет, накануне занятий в школе. Обрезанию предшествует подстригание волос , проверка на знание главных молитв. Хитан рассматривается как свидетельство принадлежности к исламу и используется для пропаганды исключительности этой религии. Много внимания уделяется семейно-брачным отношениям (завадж). Брак в исламе – религиозная обязанность мусульманина. Коран разрешает мужчине иметь не больше четырех жен, к которым он обязан относиться одинаково справедливо и

выделять каждой при заключении брака особое имущество – махр. Процедура развода довольно проста для мужа (талак) и для жены (фасх, хул). Существуют также пищевые запреты. Это касается вина, свинины, мяса хищных птиц, мертвечины, крови и всякого животного, заколотого не во имя Аллаха, т.е. не по мусульманскому обычаю.

Погребение умерших (дафн, джаназа) мусульмане осуществляют в день смерти или на следующий день: усопшего омывают, заворачивают в саван-кафан и в таком виде (обычно без гроба) кладут в могилу лицом к Мекке; читается особая молитва и суры из Корана. Траур должен быть сдержанным, без чрезмерного выражения горя.

Важное место в исламе отводится праздникам. К основным мусульманским праздникам относятся: Праздник по случаю окончания исламского поста в месяце рамадан (араб. – ид аль-фитр; тюркс. – ураза-байрам). Этот праздник связан с библейским преданием о пророке Ибрагиме (Аврааме). Празднуется он три дня, начиная с первого дня следующего после рамадана месяца шавваля. По случаю этого праздника в храмах организуются богослужения, посещаются могилы предков, читаются проповеди, в домах верующих устраиваются угощение. До начала праздничного богослужения верующие раздают бедным и нищим милостыню. У отдельных народностей сохранился обычай жечь костер, танцевать вокруг него и прыгать через огонь, который, как считается, имеет мистическую силу. Праздник сопровождается гуляниями, выступлениями актеров и т. п. Во время этого праздника верующий отчитывается за минувший пост и начинает отбывать наказание в случае его нарушения.

Праздник жертвоприношения (араб. – ид аль-адха; тюрк. –курбан-байрам). Этот праздник связан с библейским преданием о пророке Ибрагиме (Аврааме), который был готов принести в жертву Богу своего сына. Бог сжалился над Ибрагимом и послал архангела Джабраила (Гавриила) с барашком и спас сына. Празднуется в течение трех дней через 70 дней после окончания поста. Ислам предписывает в этот день принести жертву–заколоть овцу или барана за грехи одного человека, корову или быка – за семерых, а верблюда – за десятерых .По исламу, жертвоприношение необходимо для того, чтобы попасть в рай. А достигнуть его можно, лишь миновав Сират – мост, перекинутый над адом; он тоньше, чем волос, острее, чем лезвие, и горячее, чем огонь. При входе на Сират стоят верблюды, коровы, бараны, заколотые верующими на курбан-байрам – именно они перевозят верующих по мосту. Тот, кто не жертвовал, самостоятельно не сможет удержаться на Сирате и упадет в ад. Праздник курбан-байрам сопровождается особой ритуальной молитвой и праздничной трапезой. Ураза-байрам и курбан-байрам – это главные

«канонические» мусульманские праздники. Религиозный праздник в ознаменование дня рождения Пророка Мухаммеда (маулид ан-наби). Иногда называют Мавлюд (рождение). Он был установлен сравнительно поздно, в X–XII вв., и отмечается 12 числа месяца раби аль-авваль. Поскольку точная дата рождения Мухаммеда неизвестна, маулид приурочивают ко дню его кончины. Следует отметить, что в исламской культуре дату смерти толкуют как начало вечной жизни. По случаю маулида читаются проповеди, совершается коллективная молитва в честь основателя ислама, раздается милостыня. Обязательным атрибутом праздника является чтение вслух стихов, которые прославляют Мухаммеда. В отдельных странах в этот день происходят факельные шествия на улицах, участники которых несут изображения матери Пророка – Амины. Маулид выполняет очень важную общественную и религиозную функцию, так как напоминает всем мусульманам учение Пророка Мухаммеда и уроки, которые следует усвоить из его жизни. Праздник в честь вознесения Мухаммеда к небесному престолу Аллаха (лейлят алъ-исра вааль мирадж). На крылатом верховом животном ал-Бурак с человеческим лицом, блестящим во тьме, архангел Джебраил по воле Аллаха перенес Пророка на север, «к отдаленнейшей мечети» (аль-харам аш Шариф в Иерусалиме). На горе Мориа он молился с прежними пророками; ангелы же рассекли его грудь и омыли его сердце. Затем Мухаммед был вознесен на все семь небес, увидел мировое дерево Сидр, небесную Каабу, рай и ад, предстал перед Аллахом (которого, однако, не узрел) и возвратился в Мекку. Согласно традиции все это

произошло мгновенно – возвратившись, Мухаммед убедился в том, что кровать его была еще теплая, а из перевернутого им кувшина не успела вытечь вода! Ночное путешествие датируется 27 раджаба 621 г. С того времени ночь 27 раджаба правоверные мусульмане проводят в молитвах, читают Коран. В некоторых странах этой ночью ярко освещают мечети. Праздник в честь Ночи Благословения, или Ночи Заповеди (лейлят аль-бараа). Выпадает он на ночь полного месяца перед началом рамадана, с которого начинается отсчет нового года. Мусульмане верят: каждый год этой ночью Аллах спускается с

семи небес, чтобы в ответ на молитвы простить грешников. В честь этого события верующие готовят специальную трапезу, произносят молитвы за умерших, посещают мавзолеи и гробницы святых мусульман. Большинство верующих придерживаются двухдневного поста. Праздник по случаю получения Мухаммедом первого коранического откровения (лейлят аль кадр). Каждый год в ночь на 27 рамадана (Ночь Могущества) Аллах выносит решение о судьбе каждого человека, учитывая его благочестие и просьбы,

высказанные в молитвах. Верующие этот праздник проводят в мечетях.

День общей молитвы (даум аль-джума). Таким днем является пятница. Пятница – день отдыха мусульман, имеет для них такое же значение, как воскресенье для христиан и суббота для иудеев. В пятницу проводятся большие торжественные богослужения. Мусульманская традиция окружила этот день священным

ореолом, утверждая, что именно в пятницу родился Пророк Мухаммед, в пятницу состоялось его переселение из Мекки в Медину, в пятницу же можно ожидать и начало Страшного суда. Моления устраивают в специальных культовых сооружениях – мечетях (араб. – «масджид»). Существуют соборные, или пятничные мечети, а также сельские и квартальные.

Противоположная ко входу стена мечети, как правило, сориентирована в сторону Мекки, а в ее центре есть ниша, украшенная текстами из Корана (михраб), указывающая, куда должны поворачиваться лицом мусульмане во время молитвы. По правую сторону от михраба размещается минбар – кафедра с лесенкой, откуда читается Коран и произносятся проповеди. На внутренних стенах мечети нет иных украшений, кроме орнамента и отрывков из Корана. Около многих мечетей стоят минареты – башни, из которых служители (муэдзины) пять раз в день произносят азан –призыв к молитве. Есть бассейны или специальные места для омовения. В мечетях проводятся не только богослужения, но и собрания правоверных во всех важных случаях жизни: здесь решают текущие дела, собирают милостыню и пожертвование и т. п. Важная функция мечети – организация обучения детей. Образование в исламских странах всегда было религиозным и находилось под опекой местной духовной власти. Имам и мулла данной мечети до сих пор являются одновременно учителями в мактабе – школе при мечети. При наиболее известных мечетях

существуют медресе, где готовят будущих специалистов по исламу, учителей начальных учебных мусульманских школ. Мулла – служитель культа в исламе. Часто муллы объединяют исполнение культовых функций с должностями учителей в религиозных учебных заведениях и религиозных судей – кади, руководят благотворительными заведениями. Составляют особенную социальную группу, вроде христианского духовенства. Имеют огромное влияние среди верующих.

Все мусульманские праздники, исторические даты и обряды отмечают по лунному календарю. Каждый месяц состоит из 29 суток 12 часов и 44 минут. Нечетные месяцы имеют 30 суток, четные – 29; «лунный год» (354 дня) имеет 12 месяцев .Любой третий год – високосный (355 суток). Поэтому мусульманские праздники, в отличие от большинства христианских, не имеют

постоянной даты и в каждом следующем году отмечаются на 11 суток позже2.

В заключение можно сделать следующие выводы: – ислам – относительно молодая мировая религия, которая появилась в начале VII в. в Западной Аравии в эпоху острой социальной и политической борьбы, быстрого разрушения первобытного строя и формирования раннего классового

общества;

– мощным же импульсом для формирования ислама послужило историческое лицо – Пророк Мухаммед (570–632 гг.), который уловил новые тенденции в развитии арабского общества и на основе синтеза существующих идей предложил новую идеологию – ислам, новую организацию – теократическое

государство для нового общества Аравии;

– центром мусульманского вероучения является культ Аллаха, единого Бога. Этот культ определил существование ислама не только как религиозной системы, но и как образа жизни, ядра культуры народов, исповедующих ислам;

– вероучение ислама изложено в главной «Священной книге» мусульманКоране, автором которого считается сам Аллах.

Священным Преданием ислама является Сунна – собрание хадисов, вмещающих эпизоды из жизни Мухаммеда как образец для приобщения к мусульманскому миру;

– главная идея, которая определила ислам как мировую религию, является идея равенства всех людей перед Богом. Для перехода от христианского летоисчисления (н.э. в летоисчислении) к хиджре (х) можно использовать несложную формулу: (н. э. – 622) х 33/32 = х. Утверждению ислама в качестве мировой религии оказали содействие войны, которые осуществлял Арабский халифат.