Этапы жизни пророка Мухаммеда.

570 г. – рождение Мухаммеда (Аравия, Мекка);

610 г. – начал проповедовать учение о едином Боге Аллахе;

622 г. – хиджра, переселение в Ясриб (позднее Медина);

630 г. – создание первой общины (уммы);

632 г. – смерть Мухаммеда (похоронен в Медине) – начало мусульманского летоисчисления.

Детство и юность Мухаммеда недостаточно изучены и окутаны различными легендами. Они повествуют о том, что, где бы ни находилось дитя, повсюду оно дарило людям блаженство. Мухаммед рано вошел в контакт с потусторонним миром, откуда являлись ангелы, дабы очистить его сердце. По преданию,

Мухаммед ходил с караванами, побывал в Сирии, где христианский отшельник распознал в нем будущего Пророка. Во время поездок по торговым делам и в самой Мекке Мухаммед встречался с христианскими монахами, иудеями, ханифами, беседовал, спорил с ними. В 25 лет Мухаммед поступил на службу к богатой мекканской вдове Хадидже бинт Хувайлид, на которой вскоре женился. Несмотря на разницу в возрасте (вдова была старше его на 15 лет), их брак оказался счастливым. У них родилось несколько сыновей, которые скончались в детстве, в том числе Касим, в память которого Мухаммеда звали Абул Касим, и четыре дочери: Рукайя, Умм Кульсум, Зайнаб, Фатима.

Но только Фатима пережила отца и оставила потомство. Хадиджа предоставила мужу свободу действий и досуг, необходимый для умственного развития. Как гласит предание, Мухаммед часто уединялся, подолгу постился и предавался раздумьям. Однажды, когда он находился в пещере на горе Хира в двух милях от Мекки, ему во сне явился архангел Джебраил (Гавриил) со сверкающим свитком, покрытым какими-то письменами. Явившийся опустил тяжелый свиток на грудь Мухаммеда, стал его душить и сказал: «Читай». «Я не умею читать», – ответил Мухаммед. Архангел повторил свой приказ несколько раз. Наконец

Мухаммед спросил: «Что читать?» И Джебраил промолвил: «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший, который научил каламам научил человека тому, чего он не знал»

После того как Мухаммед повторил это, он проснулся. Архангел ушел, а слова его были словно запечатлены в сердце. Когда Мухаммед вышел из пещеры и дошел до середины горы, голос с неба объявил, что он избран божеством в качестве посланника (расул) и Пророка (наби), чтобы сообщать своим

соотечественникам повеления Всевышнего. В 610 г. началась проповедническая деятельность Мухаммеда. В противоположность политеизму языческих религий он вещал, что в мире существует лишь один великий Бог и что все должны быть покорны его воле, служить ему в ожидании конца света, Судного дня и установления царства справедливости и мира на Земле. Все правоверные должны сплотиться вокруг святого Пророка. В проповедях Мухаммеда также звучали требования социальной справедливости, братства

верующих, оказание богатыми благотворительной помощи бедным, осуждение ростовщичества, необходимости соблюдения простых норм нравственности. Двенадцать лет проповедовал Мухаммед культ единого Бога в Мекке. Однако его идеи не встречали широкой поддержки у жителей города, а знать относилась к ним даже враждебно. Она была недовольна призывами Мухаммеда убрать из Каабы идолов многочисленных божеств. Неудачей закончились попытки проповедовать вне Мекки. Так, в городе Таиф Пророка закидали камнями. Не найдя поддержки в своем городе и вокруг него, Мухаммед решил оставить родные места.В 622 г. Мухаммед переселяется из Мекки в Ясриб (Иасриб). Позднее этот город стал называться Мадина ан-Наби («город Пророка»), или просто Медина. Местные жители радушно приняли Мухаммеда (его мать была родом из Ясриба), а наличие в городе большой иудейской общины сделало их более подготовленными к восприятию учения Пророка. Вскоре большинство населения стало правоверным. Это был огромный успех, почти триумф, поэтому 622-й год (год переселения

Мухаммеда) стал считаться первым годом новой мусульманской эры (по-арабски – хиджра).

В 630 г. Пророк завершил создание первой мусульманской общины (умма), которая, в отличие от традиционных для Аравии родоплеменных объединений, строилась не на основе кровного родства, а по принадлежности к одному вероучению. Эта община была теократической организацией, в которой Мухаммед играл одновременно роль ее духовного и светского главы. Мединская община мусульман выработала свой устав, свои организационные формы, первые законы и предписания в области не только ритуала и культа, но и норм повседневной жизни. Устанавливается особый мусульманский день общей молитвы –пятница. Провозглашается святость Каабы и первостепенное

значение паломничества к ней. Кааба становится главной святыней ислама, к ней молящиеся начинают обращаться во время молитвы (кибла). В этот период в Медине строится первая мечеть, дом Мухаммеда, устанавливаются основы

мусульманских ритуалов – правила молитвы, омовения, пост, призыв к молитве, пожертвования на благочестивые нужды и т. п. В проповедях стали фиксироваться правила жизни общины. Объявляются запреты на употребление вина, свинины, на азартные игры. Вскоре влиянию исламской общины в Медине подчинилась почти вся Южная и Западная Аравия. Мекка также была вынуждена подчиниться Пророку, а затем она была официально провозглашена священной столицей ислама. Таким образом, Мухаммед сделал главное, в чем нуждались в начале VII в. арабы: он объединил их, дал им сплачивающее их в единое целое учение и указал тот путь, на который следует устремить свою энергию. Путь этот был теперь ясен – правоверные должны поставить всех под флаг великого учения священного Пророка. Пророческая деятельность Мухаммеда была частным и закономерным проявлением общих процессов. Однако в идейном и политическом плане он был личностью исключительной, и это стало одной из предпосылок того, что

провинциальное хиджраскоедвижение с идеологией, близкой к иудейско-христианским сектам, приобрело индивидуальные черты, духовную и политическую мощь, сделавшую рождение ислама одним из важнейших исторических событий. Умер Пророк Мухаммед в июне 632 г. Похоронен он в главной мечети Медины. Государство, образованное арабами после его смерти, получило название Арабского халифата.

4. Распространение ислама за пределами Аравии связано с ведением завоевательных войн. Вели их преемники Мухаммеда, которые назывались халифами (заместителями Пророка).Халифы были верховными правителями Арабского халифата. Они имели неограниченную власть светского монарха и авторитет духовного руководителя, верховного мусульманского имама.

Правления и личности первых четырех халифов, которых большинство мусульман до сих пор почитают как «праведных» халифов, окружены ореолом святости. Первым, халифом был Абу-Бакр. Это старейший сподвижник Мухаммеда, отец его любимой жены Аиши. Абу-Бекр правил недолго (632 – 634 гг.), но успел сделать немало: при нем были урегулированы внутренние смуты в Аравии и дан старт знаменитым арабским завоеваниям (походы на Сирию и Месопотамию). Вторым халифом был Омар (Умар) ибн аль-Хаттаб, тоже тесть Пророка и выходец из племени курейшитов. За десять лет власти (634 – 644 гг.) он достиг огромных успехов. Воспользовавшись слабостью и раздором внутри Сасанидского Ирана, Омар не только отвоевал у него Месопотамию, но и продвинулся дальше, присоединив к своим владениям Закавказье и территории, собственно, Ирана. Активно действуя против Византии, арабские полководцы завоевали Сирию, Палестину и дошли до стен Константинополя. В 639 г. к халифату был присоединен и Египет. Третий халиф –Осман (Усман) ибн аль-Аффан, зять Мухаммеда. За его правление к халифату были присоединены Армения и Малая Азия, ряд североафриканских территорий. Четвертым халифом был Али ибн Абу Талиб. Это двоюродный брат и зять Пророка Мухаммеда. Он был провозглашен халифом в Медине в обстановке борьбы за власть между различными группировками мусульман. После его смерти халифатом правила династия Омейядов, родственников Османа. В 750 г. на их место пришла династия

Аббасидов (аббасиды – династия арабских халифов (750 –1258 гг.), которая ведет свою ветвь от Аббаса – дяди пророка Мухаммеда. К этой династии принадлежит известный халиф Харунар-Рашид (766–809). В результате завоеваний Арабский халифат превратился в огромную империю, которая объединяла Аравию, Ближний Восток, Северную Африку, Южную Испанию, Закавказье, Северный Кавказ, Среднюю Азию, Западную Индию. Началась довольно быстрая исламизация покоренных народов. В определенной степени эти народы были уже подготовлены к единобожию на основе проповеди иудаизма и христианства.

Арабские халифы экономически поощряли переход иноверцев в ислам. Покоренные народы, которые приняли ислам, платили в казну халифата лишь десятину дохода – умр, а народы, не принявшие ислам, обязаны были выплачивать более двух третей поземельного налога и подушную подать. Таким образом, совокупность насильственных мер, экономическая политика и проповедь ислама способствовали превращению его в мировую религию. В XIII в. Арабский халифат распался, но ислам остался жить и существует по сей день.

Завершая рассмотрение эволюции новой религии, необходимо отметить, что ислам в относительно короткий исторический период дал мощный импульс формированию феномена, носящего название «мусульманский мир». Из небольшой группы семитских племен на территории Ближнего Востока возникло этнокультурное сообщество с могущественной политической системой и высокоразвитой цивилизацией. Быстро развивающаяся в Средние века арабо-мусульманская культура на некоторое время стала во главе мировой цивилизации. Успехи и достижения арабской культуры повлияли на многие страны, в том числе и на культурные центры христианской Европы Позднее, с общим упадком арабской государственности, ситуация изменилась. Однако в тех странах, в которых воцарился ислам, он и теперь играет огромную роль как религиозная доктрина, форма социальной организации и культурной традиции. Среди многочисленных религиозных систем современности ислам по праву считается одной из наиболее влиятельных сил.

2. Коран, его содержание и структура. Сунна и хадисы.

Основные положения вероучения ислама изложены в трех источниках (Коран, Сунна, шариат). Первый источникКоран. Это собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, заклинаний и молитв, произнесенных Пророком Мухаммедом в форме Божественных откровений. Слово «Коран» (от араб. аль-Кур'ан) означает то, что читают вслух, декламируют (т. е. то, что было сказано Мухаммеду, а он повторил). Статус Корана в исламе сравним со статусом Иисуса в христианстве. В христианстве Иисус понимается как воплощение слова Божия, в исламе же воплощением Божьего слов считается Коран, являющийся высшим моральным авторитетом. По мусульманской традиции Коранне сотворен, существует предвечно. Его оригинал хранится у Аллаха, который частями в виде откровений передал Коран Мухаммеду через архангела Джебраила. Первое Божественное откровение Пророк получил в месяце рамадан, поэтому рамадан был определен месяцем поста. Содержание Священной книги Мухаммед провозглашал в форме пророчеств в Мекке и Медине между 610 и 632 гг. При жизни Пророка содержание Корана передавалось главным образом по памяти. Хотя имелись записи отдельных откровений (на пальмовых листках, глиняных дощечках, медных пластинах и т. п.), однако фиксация носила спорадический характер и велась с помощью

еще несовершенной арабской графики, поддающейся полной расшифровке только при сохранении текста в памяти. Первые систематизированные записи полного текста Священной книги были сделаны ближайшими сподвижниками

Мухаммеда вскоре после его смерти. Затем по приказу халифа Османа группа авторитетных соратников Пророка во главе с Заидом ибн Сабитом (личный писец Мухаммеда) создала единый сводный текст Корана. Все прочие записи подлежали уничтожению. С новой редакции текста Корана сделали четыре копии, которые разослали в важнейшие центры халифата – Мекку, Дамаск, Куфу и Басру. Оригинал Осман оставил себе. По преданию, во время чтения именно этого экземпляра Корана халиф Осман был убит сторонником его преемника – халифа Али. Однако некоторые другие списки Священной книги мусульман имели хождение в халифате по крайней мере до X в., но были вытеснены

Османовой редакцией. Таким образом, процесс канонизации Корана продолжался до X в.

Коран– это солидная книга, включающая более 500 страниц текста на арабском языке. Почти таков же объем его перевода на восточные и западные языки. Он состоит из 114 сур (глав) – 90 «мекканских» и 24 «мединских». Суры, в свою очередь, включают определенное количество стихов – айятов (араб. –знамение, чудо). Айят – это фраза или фрагмент суры, например, «Фатиха» (первая сура) начинается с айят: 1) «Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!»; 2) «Хвала Аллаху – Господу миров...» и др. После Фатихи – короткой суры, которая служит в исламе молитвой, следуют наиболее длинные суры, а затем прослеживается тенденция к уменьшению размера сур к концу

Корана. В наиболее длинной 2-й суре 286 айят; в кратчайшей 112-й – только 3. В айяте может быть от 1 до 18 слов. Всего Коран имеет 6236 айят (77934 слова), которые разделены для удобства пользования и в связи с потребностями культа на 30 частей – джузов и 60 разделов – хизбов. Мусульманская традиция запрещает перевод Корана на другие языки, поскольку арабский язык считается божественным. Провозглашать суры или айяты

Корана во время молитвы также необходимо на арабским языке. В истории человечества Коран наряду с Библией занимает видное место. Он является ценным религиозным, историческим и литературным памятником раннесредневековой эпохи в истории арабов. Коран учит каждого человека ответственности перед Богом, который может обеспечить исправление существующих в обществе недостатков и преодоление несправедливостей.

Второй источник – Сунна (араб. – обыкновение, образец действий, поведение, путь, обычай. Полная форма: Суннат расул Аллах – «Сунна посланца Аллаха»). Это мусульманское Священное Предание, совокупность сказаний (хадисов) о жизни Пророка. Различают поступки (фил) Мухаммеда, его высказывания (каул) и молчаливое одобрение (такрир), с которыми он встречал некоторые поступки и высказывания окружающих. По представлению мусульман, Сунна дополняет и разъясняет Коран, уступая ему только своей религиозной значимостью. Сунна воспринимается как модель идеального поведения мусульманина. С помощью Сунны мусульмане познают ритуал и духовные аспекты веры, а также она является руководством для мусульман в моральных и социальных вопросах.

История появления Сунны такова. При жизни Мухаммеда все государственные и общественные дела в мусульманской общине решались в соответствии с его указаниями. После смерти Пророка оказалось, что Коран не охватывает всех проблем, возникающих перед обществом. К тому же в покоренных странах арабы нашли более развитые социальные отношения, нежели те, которые были для них привычными. Решая новые жизненные

проблемы, мусульмане стремились опираться на авторитет Пророка. Возникла острая необходимость в хадисах (от араб. – сообщение, рассказ). Первыми их составителями в VII в. были сахабы – сподвижники и соратники Мухаммеда, люди, которые тесно с ним общались. Хадисы – это предания о словах и делах Мухаммеда со дня откровения до смерти.

В VIII в. хадисы утвердились как авторитетный источник и находились в массовом хождении среди верующих. Как гласит традиция, всего в обороте было полтора миллиона хадисов. К концу IX в. хадисы были сведены в объемные сборники. Шесть сборников Сунны (главные из них составлены Аль- Бухари (810–870), Муслимом (817–875) и др.) играют роль канонических. Кроме того, существует много тематических сборников и других книг, включающих наиболее важные хадисы. Значительная их часть отражает реальные события эпохи зарождения ислама. Вместе с тем большая их часть отражает последующие этапы развития исламской религиозной системы. В форме исламского Священного Предания в ислам проникли элементы культурного наследства исламизированных народов. Хадисы представляют собой важнейший культурно-исторический памятник, отображающий эволюцию ислама.

Третий источникШариат (от араб. шариа – верный путь к цели, закон, предписания, установленные в качестве обязательных). Это комплекс закрепленных Кораном и Сунной правил, которые определяют убеждения, нравственные ценности и религиозную совесть мусульман, и в то же время призванный охватить всю жизнь мусульманина от рождения до могилы. В шариате существуют нравственные нормы общечеловеческого значения: не убий, не прелюбодействуй, не лги, будь честным, добрым, чти отца и мать своих. Однако есть наставления и чисто исламские, проповедующие покорность Аллаху и власти, ибо они от Бога. Таким образом, шариат нередко воспринимается в массовом сознании как исламский образ жизни, всеобъемлющий исламский

комплекс правил поведения, включающий самые разнообразные нормы, а также традиции и обычаи. Он содержит нормы государственного права (в соответствии с учением о мусульманской теократии – халифате), обязательственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права, а также предписания о судопроизводстве и опеке. Шариат признает частную собственность незыблемым установлением Аллаха.

Религиозная структура ислама состоит из двух частей. Это иман (вера) и дин (религиозная практика – совокупность религиозных обрядов, религиозной морали, традиций и др.).