Новой религии

ТЕМА 7. ИСЛАМ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И

РАСПРОСТРАНЕНИЕ

План:

Возникновение ислама. Мухаммед и его роль

В становлении новой религии

Коран, его содержание и структура. Сунна и хадисы

Вероучение ислама.

Опорные слова:

.«салима»,мусульманин,ханифизм, кибла,умма,

Коран,Оят,Сунна,Шариат.

Возникновение ислама. Мухаммед и его роль в становлении

новой религии

Религия ислам по распространенности в мире является третьей после буддизма и христианства. Ислам (от араб. «салима» – оставаться невредимым, целым, благополучным).Знаменитое приветствие: «Салам алейкум!» в переводе означает «Мир вам!». Производное от этого же корня слово «ислам» означает «религия мира». Второе значение слова «ислам» – «предание себя Богу» или «покорность». Принявший эту религию считается «преданным», по-арабски – мусульманином, отсюда еще одно название этой религии – мусульманство. В Европе ее в свое время называли магометанство».

Ислам сыграл огромную роль в истории и культуре не только арабов, но и многих других народов мира. Под прямым его воздействием складывались культурные традиции, идейный багаж, нормы быта и морали, мифопоэтические и этические образы и предания, которые и сегодня определяют жизнь народов исламского мира. Что же такое ислам? На чем основана эта мощная цивилизация – «исламский мир»? Сейчас в мире свыше миллиарда человек на вопрос «Кто ты по вере?» отвечают: муслим (араб. – человек, исповедующий ислам, мусульманин). По некоторым оценкам, последователи ислама составляют приблизительно пятую часть населения Азии и почти половину населения африканского континента. В более чем 120 странах мира существуют мусульманские общины. В 35 из них мусульмане составляют большую часть населения – свыше 80% процентов во всех странах Северной

Африки, Западной Азии (за исключением Кипра, Ливана, Израиля), в Сенегале, Гамбии, Нигерии, Сомали, Афганистане, Пакистане, Бангладеш, Индонезии и некоторых других. В ряде стран последователи ислама составляют от половины до 80% населения (Гвинея, Мали, Ливан, Чад, Судан), в Малайзии и Нигерии – почти половина, в некоторых странах они составляют влиятельное меньшинство (Гвинея-Бисау, Камерун, Буркина

Фасо, Сьерра-Леоне и др.). Наиболее крупные по абсолютной численности мусульманские общины зарегистрированы в Индонезии, Индии, Пакистане и Бангладеш; значительное количество мусульман проживает в Китае, Таиланде, Эфиопии, Танзании, на Кипре, в некоторых странах Европы (Босния,

Албания, Великобритания, Германия, Франция и др.), Америки (США, Канада, Аргентина, Бразилия, Гайана, Суринам, Тринидад и Тобаго), в Австралии, на островах Фиджи и др. В 28 афроазиатских государствах ислам признан государственной (или официальной) религией. Это Египет, Кувейт, Саудовская Аравия, Иран, Пакистан и др. В некоторых странах слово «исламский» включено в их официальное название: Исламская Республика Иран, Исламская Республика Пакистан, Исламская Республика Мавритания и др.

Страны СНГ по численности мусульман не уступают ведущим

мусульманским странам – ислам здесь исповедуют более чем 50 наций, народностей и этнических групп. Еще в 1788 г. в Уфе открылось Мусульманское духовное общество – муфтиат. В бывшем Советском Союзе было 4 духовных управления мусульман: в Средней Азии и Казахстане (Ташкент), в Закавказье (Баку), на Северном Кавказе (Махачкала), в европейской части и Сибири (Уфа). В настоящее время в России насчитывается 2537 зарегистрированных мечетей и 16 духовных управлений мусульман.

Возник ислам в конце VII в. в среде арабов, коренных жителей Западной Аравии. Его догматика, культ, мировоззрение складывались постепенно. Остановимся на главных моментах истории становления, развития и распространения ислама.

1. Возникновение ислама было обусловлено социальными предпосылками, к которым можно отнести следующие кризисные явления, возникшие в Аравии в начале VII в.:

– экономический упадок арабского общества. Через Аравию долгое время проходил караванный путь из Азии в Европу. Он был экономической основой жизни аравийских народов. Доставка пряностей, тканей, дешевых рабов из Индии через район Красного моря в Средиземноморье, а также развитие

орошения способствовали процветанию арабского общества и образованию в нескольких крупных центрах (таких как Мекка и Ясриб) оседлого населения. В начале VII в. обстановка в Аравии коренным образом изменилась. Развитие мореплавания привело к открытию морского пути. Древняя караванная дорога вдоль побережья Красного моря опустела. Жизнь арабских племен становилась все менее обеспеченной, ускорился упадок городов и областей, а название «Аравия счастливая», присвоенное ей античными географами, перестало соответствовать действительности;

– обострение внутренних противоречий арабского общества. В Аравии в этот период проживало около 300 кочевых и оседлых племен. В каждом племени уже появился господствующий слой. Обеднение многих рядовых кочевников скотоводов и возникновение рабства породили социальные противоречия,

которые в свою очередь вызвали и первые вспышки классовой борьбы. Все это выражалось в обостренном чувстве недовольства и стимулировало духовные поиски аравийцев;

– опасность внешних вторжений. Разрозненные племена Аравии постоянно подвергались нападению и разорению со стороны других народов. Назревала необходимость их объединения и создания государства, которое сумело бы обеспечить жизнеспособность арабского общества. Таким образом, экономический упадок, обострение внутренних противоречий, опасность внешних вторжений делали жизнь большинства населения Аравии неустойчивой и необеспеченной.

В исторических условиях Средневековья выработать новые идеи, которые могли бы объединить племена, создать централизованное государство, смягчить социальные противоречия, было возможно лишь в рамках новой религиозной идеологии. Ею и стал ислам.

2. На формирование ислама огромное влияние оказали такие религии, как иудаизм и христианство. Из этих религий (а также из зороастризма и некоторых других ближне- и средневосточных религиозно-философских и политических учений) ислам заимствовал немало идей и установлений. Это, прежде всего,

идея единого Бога, идея посредника между Богом и людьми, идея богодуховности Священного Писания, идея загробного воздаяния и др. Все эти идеи трансформировались в духе самого ислама и лишь затем становились элементами мусульманских религиозных, политических, культурных, правовых и других структур. Кроме того, на формирование ислама значительное влияние оказал так называемый ханифизм – религиозное

движение в Аравии VI – начала VII в. Создателями этого движения были богоискатели, которых арабы называли ханифами. История их появления такова. В средневековой Аравии каждое племя имело своих богов. Об этом

свидетельствует древнее святилище Мекки «дом Бога» – храм, который из-за своей кубической формы получил у арабов название Кааба. Построено оно было задолго до появления ислама. Внутри и вокруг Каабы были размещены изображения более чем 360 божеств, принесенных паломниками со всего полуострова. Поэтому святилище считалось центром религиозного культа для многих этнических общностей, которые жили вокруг Мекки. Но постепенно верования наиболее мощных в экономическом отношении племен становились обязательными для менее развитых. Довольно влиятельным в то время было племя курейшитов, которому принадлежала Кааба. Из его состава и появились первые ханифы, которые призывали к упразднению культов местных божеств. Божество именно этого племени со временем было провозглашено единственным и всемогущим, что и положило начало монотеистической религии арабов.

3. Возникновение мусульманской религии связывается с деятельностью Пророка Мухаммеда. Это реальная историческая личность. Родился Мухаммед Ахмед ибн Абд Аллах в 570 г. В Мекке. Происходил он из племени курейшитов. Рано осиротел. Отец Мухаммеда Абдаллах умер во время торгового путешествия еще до рождения сына, а мать Амина – на шестом году его

жизни, поэтому Мухаммед воспитывался в доме своего деда Абд аль-Мутталиба, а после его смерти – у дяди Абу Талиба.