Тема 6.5. Вклад видных деятелей музыкального воспитания в развитие отечественного музыкального образования середины - конца XX века

Вопрос развития у учеников потребности и интереса к музыке находится в числе краеугольных в программе Ю.Б. Алиева. В его программе большое внимание уделяется хоровому пению школьников, разнообразию видов музыкальной деятельности учащихся и межпредметным связям.

Его методика сочетает проблемно-поисковые и репродуктивные методы презентации и усвоения музыкального материала. Большое значение придается организации контроля за качеством усвоения и обратной связи в процессе музыкального обучения. Ю.Б Алиевым разработана проблемная методика, направленная на развитие у школьников способности стилеразличения. Для формирования у учащихся чувства стиля используются специальные задания. Они базируются на накоплении знаний о музыке изучаемого стиля. В этом процессе выявляются наиболее характерные стилистические детали, типичные для того или иного композитора, что облегчает преодоление трудностей стилевого определения на слух.

Автор выявил основные критерии музыкального развития младших школьников, к которым относятся:

- уровень развития художественных предпочтений;

- участие школьников в какой-либо сфере художественного творчества;

- информированность в области художественной культуры общества.

Он разработал содержание программ музыкального образования по классам.

В начальной школе закладываются основы музыкального образования, которое понимается и как процесс, и как результат знакомства детей с образцами музыки, овладения опорными знаниями о музыкальном искусстве.

В I классе программу объединяет тема «Музыка рассказывает о жизни». Здесь происходит знакомство с детскими песнями и инструментальными сочинениями на близкую детям тематику. В процессе знакомства с музыкальными средствами рассказывают о явлениях окружающей жизни: о доме и школе, детских играх и танцах, о природе и сказке. Предлагаемые произведения способствуют переживанию детьми различных настроений, показывают, что музыка очень нужна каждому человеку в жизни.

Во II классе делается акцент на ознакомление с музыкой, выражающей чувства и мысли человека, и с музыкой изобразительного характера.

Программа III класса знакомит детей с малыми и крупными музыкальными формами, с жанрами симфонической, оперной и балетной музыки.

В IV классе вводится тема «Русская народная музыка и ее использование в творчестве композиторов».

Заключает программу начальной школы тема, подводящая итог всему пройденному, это «Музыкальная жизнь России». Ею открывается новая тематическая линия, которая в дальнейшем будет одной из ведущих.

В основной школе обогащается запас полученных ранее музыкальных впечатлений, закрепляются и развиваются приобретенные умения и навыки. Система учебных тем обобщающего характера обеспечивает необходимую базу для музыкального самообразования и самовоспитания. Так, в V классе учащиеся знакомятся с разнообразием жанров народной музыкальной культуры, а также с творчеством русских композиторов М. И. Глинки, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского.

В VI и последующих классах главной становится тема «О стилях в музыке». Учащиеся получают представление о классической русской национальной музыке, венской классической школе, творчестве композиторов-романтиков; об индивидуальном стиле некоторых композиторов-классиков; особенностях исполнительских стилей; о музыке современных отечественных композиторов.

В VII—VIII классах вводятся обобщающие темы, такие, как «Музыка «серьезная» и «легкая» - две составляющие единого музыкального мира современности», «Музыкальное самообразование и повышение духовной культуры», «Музыка в кино и театре».

Учебно-художественный репертуар программы включает народную музыку, произведения композиторов-классиков (отечественных и зарубежных), сочинения современных композиторов, джаз и рок-музыку, творчество поэтов-бардов.

Путем слушания музыки и хорового пения урок музыки развивает восприятие и исполнение музыки, а также музыкальное творчество. Кроме того, в структуру урока вводятся движения под музыку, импровизация (певческая и двигательная) и игра на элементарных музыкальных инструментах. Все это используется как эффективное средство, помогающее школьникам лучше почувствовать и понять музыку.

Стремление к достижению основной цели – воспитанию эстетических чувств – придает всей структуре урока внутреннее единство. В то же время включение различных видов музыкальной деятельности способствует общей заинтересованности всего коллектива и каждого ученика в отдельности. Автор подчеркивает, что от общения с музыкой на уроке учащиеся должны получать удовольствие, и только тогда в полной мере может быть осуществлена ее воспитательная функция.

Эдуард Борисович Абдуллин - видный ученый современности, внесший огромный вклад в отечественное музыкальное образование. В своих трудах: «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего педагогического образования», «Методологическая культура педагога-музыканта» и т.д. он сформулировал основные задачи современного музыкального образования школьников детей:

- развитие художественной эмпатии, чувства музыки, любви к ней, способности оценить ее красоту, творческого по характеру эмоционально-эстетического отклика на произведения искусства;

- развитие творческих художественно-познавательных способностей, осознание себя как личности в процессе общения с музыкой;

-развитие творческих способностей в исполнительской и «композиторской» деятельности;

- развитие музыкально-эстетического вкуса;

- развитие потребности в общении с высокохудожественным музыкальным искусством, в музыкальном самообразовании.

Главными показателями музыкальной культуры выпускника школы: выпускник школы явились активность, творчество, проявляющееся через любительство высокохудожественного музыкального искусства.

Э.Б. Абдуллин выделяет три стадии в изучении музыкального произведения:

- знакомство с музыкальным произведением, его образно-эмоциональное восприятие, осмысление под углом зрения изучаемой темы;

- более детальный анализ, формирование музыкально-слуховых представлений, исполнительских навыков;

- целостное, более полное по сравнению с первоначальным восприятием произведения.

Также автор выделяет три основных типа уроков музыки:

- введения в тему (наличие в содержании урока первоначальной обобщенной характеристики нового ключевого знания);

- углубления в тему (наличие в уроке новой характеристики ключевого знания);

- обобщения темы (наличие в уроке целостной, но уже обогащенной, по сравнению с уроком введения в тему, характеристики ключевого знания).

Особым типом можно считать заключительный урок-концерт учебной четверти или учебного года. Репертуар подобного урока-концерта предварительно обсуждается с учащимися. В него могут войти песни и произведения из материала для слушания музыки, наиболее полюбившиеся детям. Но помимо хорошо известного детям репертуара урок-концерт должен включать в себя и новый материал. В таком случае важно выступление самого учителя музыки как солиста (певца или инструменталиста), который станет для детей не только носителем культуры, но и непосредственно ее творцом.

Вопросы для самоконтроля

1. Вклад Ю.Б. Алиева в методику школьного музыкального воспитания.

2. Что относит Ю.Б. Алиев к критериям музыкального развития младших школьников?

3. Какие методы сочетаются в методике Ю.Б. Алиева?

4. Вклад Э. Б. Абдуллина в методику школьного музыкального воспитания.

5. Основные задачи современного музыкального образования школьников, по Э. Б. Абдуллину.

6. Назовите главные показатели музыкальной культуры выпускника школы, по Э.Б. Абдуллину.

7. Какие стадии в изучении музыкального произведения выделяет Э.Б. Абдуллин?

 

Тема 6.6. Основные тенденции развития отечественного музыкального образования на современном этапе

Воспитанию детей, молодежи, формированию их духовно-нравственного начала уделялось огромное внимание в эпоху нашего недавнего прошлого. На всех образовательных уровнях, начиная с детских садов, закладывалась основа эстетически-нравственной, духовной культуры подрастающего поколения, и в этом отводилась значительная роль музыкальному воспитанию как способу непосредственного воздействия на психику и эмоциональное состояние человека.

Вспомним, что музыкальное искусство занимало достойное место в обществе еще в античные времена. Оно выполняло и духовно-нравственные, и воспитательные функции, и служило важнейшим стабилизирующим фактором. Первые ростки о музыке как науке появились в работах античных философов, развивавшие идею значимости музыки как средства гармонизации индивида с общественной жизнью. В китайской натурфилософии музыка рассматривалась как символ порядка и цивилизации, которые приносятся в хаотическую среду для создания в социуме определенной структуры, нормы, иерархии для гармонизации общественной жизни. В древнем Китае музыка составляла важнейший элемент воспитания и входила в число наук, обязательных для изучения. В Индии, как и в Китае, древние врачи широко использовали музыку в качестве лечебного средства. Вибрации, которые возникали в организме при произношении и пропевании определенных мантр, приводили к выздоровлению.

Музыкальное искусство способно воспитывать, обогащать, формировать самые глубокие мировоззренческие, личностные ценности человека. Подлинное искусство неподвластно веяниям моды. Обогащая духовный мир человечества, оно способно жить в веках. Поэтому и живут великие творения Баха, Моцарта, Бетховена, Чайковского. Развлекательная музыка, подчиняясь зыбким законам скоропроходящей моды, скоротечна и краткосрочна.

Современный этап развития социально-культурной сферы России характеризуется наличием ряда особенностей. Одна из них обусловлена сложившейся неблагоприятной социально-экономической ситуацией. Серьезные трансформации, переживаемые социально-культурной отраслью в условиях развития рыночных отношений, радикальным образом изменили сферу культурного потребления.

B 90-е годы со всей очевидностью разразился кризис, поразивший страну в целом и культуру в частности. В эти годы действовал принцип остаточного финансирования культурно-образовательных учреждений. Это выразилось в свертывании финансирования учреждений культуры и образования, приведшего к их плачевному материальному состоянию, сокращению штатов и закрытию многих культурно-просветительных учреждений. Это привело к уменьшению роли институциональных форм в структуре культурной деятельности населения, нарастающему расслоению общества по экономическим возможностям потребления культурных благ, изменению форм собственности и источников финансирования культурно-досуговых программ и т.д. Адаптация отрасли к рынку наполнила новым содержанием практику и музыкально-просветительную деятельность культурных учреждений.

В этих условиях самодеятельные музыкальные коллективы вынуждены переходить на самофинансирование, сокращение числа участников и преимущественное развитие мобильных творческих групп, действующих по образцу независимых структур. Корректирование целевых ориентиров перспективного развития этих коллективов, а также тяготение культурных учреждений к общечеловеческим художественным ценностям обусловили отход от политических и идеологических догм прошлого. Данные объективные факторы нашли свое отражение в тенденциях и перспективах развития государственной образовательной политики. Все острее и актуальнее становятся проблемы, связанные с сохранением и развитием самобытных национально-культурных и культурно-исторических ценностей. В современных социальных условиях существенно возрастает роль национальных традиций как одного из факторов преодоления острых духовно-нравственных, межэтнических, политических и других проблем общественного развития.

Одной из тенденций современного этапа развития самодеятельного творчества стало изменение жанрово-видового состава любительских объединений и творческих коллективов. Наиболее распространенными становятся камерные жанры любительского творчества, тяготение к небольшим исполнительским составам. В музыкальной области теряется популярность духовых оркестров, оркестров народных инструментов, интересы любителей музыки постепенно смещаются в сторону музыкальной этнографии, духовного музыкального наследия, самодеятельного авторского песенного творчества. Появляются семейные группы творческих коллективов, которые в своей деятельности опираются на старинные синкретичные фольклорные жанры (народные действа, обряды), синтезирующие театральное, хореографическое, декоративно-прикладное искусство и вокально-инструментальное исполнительство.

Каждая из самодеятельных форм работы – это поиск новых путей активизации творчества масс, приобщения людей к содержательной, возвышенной, духовной жизни и одновременно поддержки стремления молодежи к творческому самовыражению и человеческому общению на гуманной основе. При этом большое значение имеют разнообразные соподчиненные цели: познавательная, развивающая и творческая. Когда достижение этих целей вызывает эстетическое наслаждение и одновременно способствует возникновению человеческого общения как предпосылки этого наслаждения, мы говорим о появлении условий содержательной музыкальной деятельности. Своеобразие общественного значения целей, лежащих в основе социально-культурной деятельности, порождает три основных направления: клубы по интересам, самодеятельность и любительское творчество.

Стали очевидными тенденции вытеснения эстетических потребностей и художественных ценностей на последние места в иерархии основных содержательных компонентов молодежного сознания, что находит отражение и музыкальном образовании. Негативные процессы в социально-культурной сфере, как известно, приводят к слабой реализации воспитательного потенциала музыкального искусства, которое призвано в настоящее время стать одним из приоритетных средств духовного возрождения общества.

В музыкальном воспитании и образовании можно выделить особенности, характерные для нашего времени: низкое качество предметных и духовных личностных продуктов художественной деятельности; слабая реализация в школьной сфере педагогического потенциала искусства; некритическое усвоение моделей и образцов профессиональной художественной деятельности. Возникает множество противоречивых процессов, ведущих к поляризации направленности содержания самодеятельного молодежного творчества, к распространению в нем альтернативных, чаще антихудожественных явлений, к расширению спектра художественно-выразительных средств, авангардных творческих стилей и методов. Самодеятельные молодежные исполнители все чаще обращаются к неизвестным или ранее запрещенным к исполнению пластам отечественного художественного наследия и мировой культуры. Подобные явления стали распространяться повсеместно. В связи с этим школьная художественная самодеятельность порождает не только талантливые образцы искусства, но и безвкусные, даже вульгарные; за счет них в обществе усиливается слой эрзацкультуры, обостряются проблемы экологии художественной среды. Такие произведения могут отрицательно воздействовать на личностные качества их создателей, исполнителей и слушателей.

Педагогов не может не волновать проблема массированного наступления низкопробной массовой культуры различного рода поп-музыки, которая создает сегодня трудности в области музыкального воспитания тем, что формирует в обществе потребность в развлекательной музыке, не требующей специальной музыкальной подготовки для ее восприятия и лишних эмоциональных напряжений. Неблагополучная музыкально-эстетическая среда - одна из острейших проблем современного школьного образования. Настоящие социальные условия создают благоприятную почву для потребления всевозможного музыкального суррогата, который, становясь единственно духовной потребностью детей, неизбежно ведет к пресыщенности. Однако, что страшнее - умерщвляет все эстетические идеалы и творческие способности. Час, в лучшем случае два часа в неделю учитель музыки пытается вызвать интерес и любовь к музыкальному искусству великих мастеров-классиков прошлого и настоящего. А остальное время молодое поколение находится под воздействием кино, радио и телевидения, заполняющих экраны и эфир развлекательной, безвкусной, низкопробной музыкой. В результате в школьной и молодежной среде формируются определенные потребительские стереотипы в развлечениях и легкодоступной музыке. Таким образом как бы незаметно формируется своеобразный тип эстетически извращенного человека, не способного к активному, позитивному образу жизни и творческому созиданию. Это связано и с низким уровнем нравственно-эстетического потенциала в обществе в целом, что формирует в свою очередь социальный заказ – потребность в развлечениях, поп-музыке и шоу-представлениях и т.д.

Таким образом, под воздействием низкопробной поп-музыки и музыкального суррогата подавляется культурный эмоциональный слой личности.

Однако, поскольку увлечение молодых людей лишь развлекательной музыкой признан подтвержденным фактом по данным социологии, совершенно очевидна и необходимость педагогического участия в формировании музыкальных вкусов учащихся. Последнее время стало заметным и обращение исследователей и практиков к популярным у молодежи жанрам и видам проведения досуга. В образовательной практике используются дискотеки, беседы о рок-музыке, включение популярной музыки в программу урока музыки. Это обусловлено несколькими факторами: широким распространением технических средств звукозаписи и воспроизведения, высокой престижностью «потребления» жанров поп-музыки в среде учащейся молодежи, массовостью этого увлечения.

Говоря об острейших современных проблемах педагогики, необходимо выделить проблемы детства, которые в процессе духовно-нравственного воспитания и развития, на наш взгляд, являются отправными. Среди них принципиально важными являются: разрушение морально-нравственных зависимостей и дистанций, которые должны существовать между взрослыми и детьми; духовный разрыв, отторжение детей от самых близких, что ведет к неизбежному внутреннему конфликту и дискомфорту; взрослые фактически устранились от процесса постепенного, естественного взросления личности ребенка. Сегодняшнее детство беззащитно, отстранено от мира взрослых, а часто находится с ним в непримиримых противоречиях. Один из выходов из этого тупика - сохранение хрупкого равновесия между миром детства и взрослых. А удержать это способна только высокая культура бытия, поскольку все срывы и патологии человеческого духа в прошлом и настоящем, связаны только с утерей культуры и традиций.

Таким образом, во многом противоречивый процесс реформ привел к девальвации духовных ценностей, составляющих основу общенациональной культуры, определяющих гуманистическую направленность и ориентиры человеческого бытия.

Процесс становления музыкального образования прошел долгий исторический эволюционный путь от зарождения первых музыкально-образовательных форм до становления самой системы музыкального образования и технологий обучения. В процессе становления и развития системы музыкального образования опытно-экспериментальным путем были созданы и различные комплексы учебно-методического программного обеспечения в системе школьного образования. Длительное время существовала программа, где в основном преобладала теория музыки, а пение и сольфеджирование следовали за теорией без должной последовательности. Такие важные формы обучения, как слушание музыки, музицирование на музыкальных инструментах вообще не преподавались. Содержание и методика копировалась с профессионального музыкального обучения. Сосредоточение внимания на одном звене обучения характерно и для других, достаточно развитых систем обучения. В процессе опытно-экспериментальной работы апробировались различные методики: система музыкального воспитания учащихся в Венгрии З. Кодая, основанная на сольфеджировании и пении; широко известная концепция выдающегося немецкого композитора К. Орфа, выдвинувшего на первый план в музыкальном воспитании детей игру на детских элементарных музыкальных инструментах. В отечественной педагогике в сфере музыкального воспитания была принята программа обязательного общешкольного музыкального образования. Широкий отклик в советской музыкальной педагогике вызвала концепция советского композитора Дм. Кабалевского, ориентированная на развитие музыкальной культуры детей посредством слушания музыки и беседах о ней.

В настоящее время разрабатываются перспективные проекты возрождения народной художественной культуры в регионах, внедряются художественно-образовательные программы на основе национальных культурных традиций России, открываются новые специализации в учебных заведениях страны. Подготовка студентов в учебных заведениях ориентирована на внедрение в содержание учебного процесса народного музыкального творчества — фольклора и народной музыкальной культуры. В них - единство музыкально-исполнительской, авторской, слушательской, собирательской, народно-педагогической, обрядовой, праздничной деятельности различных народов, населяющих Россию.

Несмотря на сложные социальные перемены, в России конца второго тысячелетия прослеживаются позитивные сдвиги в социально-культурной сфере. Как известно, задачи и логика укрепления гуманистических позиций образования в контексте мировоззрения личности ведут к укреплению личностно-развивающей стратегии. Она ориентирована не на усвоение знаний вообще, а на ценности, надолго определяющие качество жизнедеятельности и продуктивной работы в быстроменяющейся социальной среде. В плане педагогической стратегии это позволяет говорить о доминировании духовно-нравственного начала и духовно-практического отношения в процессе самореализации и формирования мировоззрения личности, а также нацеливает на необходимость включения эстетического развития в логику процесса профессионального становления будущего учителя в современной системе высшего педагогического образования.

С возникновением частных школ, гимназий и лицеев перестала существовать единая общеобразовательная школа с унитарным подходом. Определилась свобода выбора статуса образовательного учреждения и разработки авторских программ. Преподавание предметов эстетического цикла, начиная с 90-х гг., стало осуществляться на вариативной основе. При существующей государственной программе музыкального воспитания в общеобразовательной школе в различных регионах России создаются и используются программы, учитывающие специфику, традиции и фольклорную основу национального музыкального образования. В учебные планы начали включать региональный компонент обучения, появилась возможность создания экспериментальных образовательных учреждений — школ-лабораторий эстетического направления, в которых практически исследуется возможность более широкого использования в каждом классе школы хорового пения с увеличенным объемом учебного времени и введением дополнительных музыкальных дисциплин: сольфеджио, постановки голоса, игры на музыкальных инструментах (фортепиано, народные инструменты), музыкальной литературы, ритмики.

Разрабатывается целостная система, в которой приобщение школьников к искусству осуществляется на фоне их общего глубокого культурно-эстетического развития. Организационная методическая основа – координация классных (обязательных для всех) и внеклассных, внешкольных (свободно выбираемых) форм занятий искусством. Это программа системы общественного воспитания детей по месту жительства. Один из главных критериев этой системы – полноценное развитие художественного восприятия и активное творчество детей при условии проведения с ними разных видов и форм занятий (интеграция различных видов искусства).

Во многих городах России проводятся научно-методические конференции по проблемам детского воспитания, организуются массовые фестивали детского творчества. Многие известные музыкальные коллективы ведут активную концертно-просветительскую работу, выступают в лучших концертных залах России. Однако детская музыкальная культура держится в основном на энтузиазме педагогов, хормейстеров, учителей музыки.

Процесс подготовки будущих специалистов в области культурно-просветительской работы на современном этапе характеризуется рядом проблем: отрыв педагогических задач от музыкальных; опора на авторитарную педагогику в учебно-воспитательной работе, ограничивающую творчество; переход на систему бакалавра, не позволяющую подготовить специалиста в сфере музыкально-образовательной деятельности. Очевидно и то, что ориентация на комплексную методику, новые стандарты, нормативы, рекомендации не решают проблемы. Новые требования к музыкально-эстетическому образованию и воспитанию выявили острую потребность в кадрах: руководителей–педагогов дополнительного образования, способных гибко и оперативно реагировать на изменения потребностей и интересов детей; учителей нового типа, знающих специфику музыкальной внеклассной и внешкольной работы и способных вести активную организаторскую, музыкально-просветительную деятельность в новых социально-экономических условиях.

Главной задачей массового музыкального воспитания в общеобразовательной школе является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на духовный мир детей. Поэтому в системе школьного образования нужны инициаторы и организаторы действий, способные привить любовь к лучшим образцам музыкального искусства и народного творчества, воспитать любителей музыки. Известно, что именно музыка, благодаря самой своей природе, оказывает огромное влияние на эмоционально-образный внутренний мир человека, и это является решающим фактором в воспитании детей.

Ученые и педагоги-практики в разработке образовательных технологий музыкального обучения исходят из оценки возможностей музыкального воспитания и выделяют различные аспекты. Следует отметить воспитательную эффективность музыки, способствующей воспитанию дисциплины, организованности творческой самореализации, стремлению к совершенству индивидуального и коллективного исполнения, а совершенство приносит большое эмоциональное удовлетворение. Музыкальное воспитание стимулирует умственное развитие, развивает эмоциональное восприятие, без которого нельзя достичь полной зрелости.

Музыкальное воспитание необходимо строить на органичном сочетании трех элементов: народной, академической и современной музыке. Именно на ранней стадии развития закладывается фундамент, на основе которого расширяются знания и совершенствуется способность наслаждаться музыкой.

К числу характерных черт музыкального воспитания в XX веке относится использование технических и электронных средств. Однако наиболее важной отличительной чертой сохраняется тенденция строить музыкальное обучение на активном участии детей в музыкальном творчестве. В современных программах по музыкальному воспитанию такое обучение музыке называют разными терминами: импровизация; сочинительство; спонтанное музицирование; композиция и т. д. Но как бы ни называли этот вид деятельности, именно он является той характерной особенностью музыкального воспитания нашего века, которая призвана определить, станет ли музыкальное воспитание жизнеспособной, плодотворной и неотъемлемой частью образования человека. Либо оно будет одной из тех дисциплин, которые доступны избранному меньшинству, способному стать хранителем славных традиций прошлого, и нескольких групп знатоков, способных воспринимать и оценивать высокое искусство.

Следует заметить, что на современном этапе развития музыкальной педагогики в России не вполне реализуются в теории и практике идеи культурологического и семиотического подходов к процессу восприятия музыки, начало которому положили Б.Л. Яворский и Б.В. Асафьев. Музыкознание и эстетика музыки дают большой материал, позволяющий развивать в этом отношении музыкальную педагогику и методику слушания в частности. Слабая техническая оснащенность общеобразовательных школ, музыкальных факультетов вузов также тормозит развитие этой области педагогики.

Одной из тенденций общего развития методики музыкального воспитания можно назвать формирование «звукословаря», системы знаний об особенностях музыкального языка как в его традиционном толковании (система средств музыкальной выразительности в широком значении и принципов развития), так и в современном – близком к семиотическому подходу.

Подавляющее число исследователей и практиков обращаются в основном к слушанию как к наиболее доступной и массовой форме приобщения к музыке учащихся. Большое число авторов базируют свою методику на стимулировании музыкально-познавательного интереса. Обращение к анализу как ведущей деятельности учащихся еще одна особенность отечественных методик. Не включая музыковедческие термины и не предлагая алгоритма анализа, педагоги побуждают самих учащихся анализировать музыку в виде размышления, раздумья по поводу прослушанного. Кроме того, активизируется процесс компьютеризации школ, что требует значительных изменений и дополнений в сфере методики музыкального образования и воспитания подрастающего поколения.

В ситуации роста образно-эмоционального и жанрово-видового многообразия в культурно-досуговой сфере, расширения творческой свободы самодеятельных авторов и исполнителей в результате снятия внешних ограничений возникает необходимость повышения личной ответственности этих авторов и исполнителей за качество создаваемой ими музыки и уровень ее исполнения. Их деятельность предполагает высокую степень развития личности человека, а также владение определенными знаниями, навыками и умениями в области музыкального искусства. Важное значение имеют оценочные суждения и сформированность ценностных ориентаций самодеятельного музыканта на высокохудожественные музыкальные произведения.

Научно-педагогический опыт истории музыкального образования XX века показывает, что из всех направлений музыкального воспитания творческое музицирование является не только единственным в своем роде, но и самым важным фактором, способным воспитать здоровое отношение к музыкальным традициям прошлого и настоящего. Использование взаимодействия различных видов искусства, актуализация межпредметных связей - также тенденция отечественных методических разработок.

Исторически новые идеи, стили и направления не являются созданием одной человеческой личности, не появляются они и на пустом месте. Для их созревания наступает определенный момент. В этом смысле в XX веке мы были свидетелями того, как в разных формах, в разное время и в разных местах творческое музицирование вводилось в общую программу музыкального воспитания. Интерес к творческому музицированию проявлялся в разных формах — в джазе, в возрождении интереса к музыке барокко и Ренессанса, в интересе к музыке западных культур и народной музыке, к электронной музыке, к импровизации как приему музыкального воспитания.

Педагог-музыкант призван, наряду с функцией учителя, воспитателя, выполнять функцию просветителя. При этом просветительская деятельность становится фундаментом для реализации воспитательных и образовательных задач. Это требует установления идентичных целей в процессе подготовки таких специалистов. Возникшая тенденция вызвала к жизни открытие специализации «Основы музыкального образования» в педагогических вузах. Процесс обучения в рамках этой специализации проходит, например, на факультетах начальных классов гораздо более эффективно, потому что сопровождается просветительской деятельностью. Целью занятий является расширение содержания музыкально-просветительной работы, направленной на увеличение объема общения и взаимопросвещения школьной и студенческой молодежи. Предпосылками для такого рода деятельности являются, безусловно, потребность в музыкальном самообразовании и самовоспитании, стремление к самостоятельному продвижению на высший уровень музыкального познания, ориентация молодежи на самосовершенствование. При этом особую значимость приобретает направленность воспитательного процесса на подготовку подрастающего поколения к самостоятельному общению с музыкальным искусством.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какими преобразованиями характеризуется этап развития России в период перестройки в сфере культуры и образования?

2. Какие особенности в музыкальном воспитании и образовании можно выделить?

3. Какова роль поп-музыки в процессе музыкального воспитания школьников?