Подходы к классификации видов памяти
1. По характеру психической активности различают следующие виды памяти:
· образная – информация запоминается в виде сенсорно-перцептивных образов определенной модальности (зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных, вкусовых) и используется для удовлетворения биологических потребностей и потребностей, связанных с безопасностью / самосохранением организма.
· эмоциональная – память на пережитые аффекты, эмоции, чувства и настроения;
· двигательная (моторная) – память различных характеристик движения (амплитуды, быстроты, темпа, ритма, последовательности и др.); является в значительной мере автоматизированной; служит основой для формирования навыков ходьбы, письма, трудовых и др. навыков, также лежит в основе речи.
· словесно-логическая – память на числа, слова, понятия, правила, абстрактные идеи.
2. По продолжительности сохранения информации выделяют мгновенную (синонимы – иконическая, сенсорная, следовая), кратковременную, долговременную и оперативную память. Оперативная память включает элементы кратковременной и долговременной памяти, актуализирующиеся для выполнения конкретной операции (действия, деятельности) в течение определенного промежутка времени (от нескольких десятков секунд до нескольких дней).
3. По степени волевого контроля выделяют виды памяти:
· произвольная память– волевая регуляция мнемической деятельности, направленная на достижение сознательной мнемической цели (задачи);
· непроизвольная память – отсутствует специальная мнемоническая задача (цель) и запоминание происходит автоматически и без волевого усилия.
4. По способу заучивания выделяют два вида памяти:
· механическая память – запоминание воспринимаемой информации без ее анализа и преобразования путем многократных повторений;
· логическая память – запоминание информации путем выявления и структурирования логических связей и отношений между отдельными элементами.
Логическая память во много раз продуктивнее механической.
5. По использованию вспомогательных средств выделяют два вида памяти: непосредственную (натуральную) – память без использования вспомогательных средств, и опосредованную – с использованием различных средств и приемов.
6. По происхождению выделяют виды памяти: генетическую (биологическую), обусловленную генотипом и передаваемую из поколения в поколение, и приобретенную, хранящую информацию, которую человек усваивает в процессе жизни.
7. По степени осознаваемости различают имплицитную (бессознательную) и эксплицитную (осознаваемую) память.
Мнемотехники – система приемов, позволяющих повысить эффективность запоминания информации: увеличить объем информации, запоминаемой после однократного предъявления, а также скорость, точность и быстроту запоминания.
Приемы улучшения процесса запоминания информации:
· управление произвольным и послепроизвольным вниманием;
· структурирование информации различными методами (ранжирование, сортировка, классификация и др.)
· рациональное повторение;
· использование семантических приемов;
· целенаправленное воображение.
Нарушения (аномалии) памяти:
· гипомнезия – ослабление памяти;
· парамнезия– ложные узнавания незнакомых объектов ("дежа вю");
· амнезия – отсутствие или значительное снижение памяти;
· гипермнезия – резкое усиление мнемических процессов запоминания, хранения и воспроизведения.