Наука в культуре и цивилизации

Лекционный комплекс по дисциплине «История и философия науки»

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

«История и философия науки» - весьма сложный в освоении курс, который предполагает основательную подготовку магистранта по дисциплинам специализации, истории философии, культурологии.

Самое главное в изучении этого курса состоит в умении работать с философскими текстами. Перечитывать и конспектировать ключевые для понимания и освоения курса тексты философов. На это обстоятельство неоднократно обращали внимание такие выдающиеся философы как М.Мамардашвили и Э. Ильенков. Примером блестящей работы с философскими текстами являются «Философские тетради» В.Ульянова. Хотя некоторые философы его и не считают профессиональным философом, его опыт в освоении традиций древнегреческой и европейской философии весьма интересен.

Чтение тестов философов - весьма трудоемкая работа, которая занимает много времени, но другого пути в изучении философии нет.

Известный казахстанский философ, академик Ж.Абдильдин неизменно отмечал, что благодаря тому, что в 50-е годы прошлого века в Казахском госуниверситете не было учебников по философии, студенты-философы уже на первом курсе работали с философскими текстами классиков. И, к окончанию университетского курса, прекрасно осваивали тексты, традиционно трудных для понимания, Платона, И.Канта, Г.Гегеля.

Таким образом, систематическая работа с философскими текстами - фундамент формирования и включения магистрантов в контекст мировой философской мысли и залог успешного освоения «Истории и философии науки».


ТИПОВАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Введение

Философия и методология науки как отрасль философского знания.

Предмет философии науки. Ее связь с наукой и философией. Многообразие методологических концепций и проблем. Основные темы философии науки. Проблемы и результаты философии науки. Их значение для науки и философии.

Специфика и взаимосвязь основных аспектов изучения науки: логика науки, философия науки, история науки, социология науки, психология науки и другие направления.

Статус и проблемы истории науки. Оценка развития истории науки как дисциплины. Особенности взаимосвязи философии науки и истории науки. Методологические основания философии науки.

Наука в культуре и цивилизации

Наука в системе культуры. Роль и функции науки в обществе. Наука и философия. К истории взаимосвязи философии и науки. Философское осмысление достижений науки: основные позиции, истолкование проблем науки, функции философии в науке (исторический ракурс). Влияние философских концепций на развитие науки. Наука и искусство. Наука и религия. Влияние науки на религиозное восприятия мира. Диалог религии и науки. Социальный статус науки и динамика изменения отношения к религии. Наука и образование. Мировоззренческие аспекты науки. Наука как производительная сила. Гуманистические горизонты науки. Наука и нравственность. Аксиологический статус науки. Личность в науки. Социальные стороны истории науки. Природа социальности в науки как проблема. Философия в истории научных идей. Роль философии в творчестве ученых. Философские и методологические проблемы науки как самостоятельная область исследования (к истории исследования). Прочные связи науки XX века с философией (А. Эйнштейн, Н. Бор, М. Борн, В. Гейзенберг, В. И. Вернадский, К.И. Сатпаев и др.). Концепции науки: основные подходы в философии и методологии науки. Классификация современных концепций науки: неопозитивизм, логика научного исследования, онтология науки, постпозитивистский образ науки.