Система государственных стандартов в области охраны окружающей среды: ГОСТы, СанПиНы, ГН, СНиПы.

Любая деятельность в гос-ве строго подчиняется опред. порядку. Существует сист. стандартов для всех отраслей, ГОСТы и т.д.

Гос. стандарты— гос. узкофункциональные руководства и инструкции, регламентирующие различные виды хоз. деятельности, объясняющие и определяющие термины, а также нек/е задачи, связанные с планированием и проектированием.

Стандартизация ООС, начатая в 80-е годы, завершилась разработкой стандарта: ГОСТ 17.0.0.01-78.

Регламентируют порядок проведения в эколог. плане люб. вид деятельности – д.б основаны на дейст. нормативов.ГОСТ верхний по порядку документ, действует 5 лет, затем дополняется или заменяется. На их основе разрабатываются ведомственные док-ты: СНиПы,СаНПины, РД, и т.д. М.б. сопоставыми с ГОСТом. Каждый норм. док-т д. пройти ЭЭ, побывать у юриста, получить номер порядковый, может работать. Коректироваться может на основании инструментальных замеров.

Вся система госуд. стандартов представлена след. гр.:

ГОСТы 17.5...посвящены вопросам охраны литосферы, включая правила и нормы землепользования, рекультивации, гидролесомелиорации и т.д.;

ГОСТы 17.6...направлены на охрану, защиту и восстановление лесов, охрану прочей флоры, не относящейся к сельхозкультурам;

ГОСТы 17.8..посвящены вопросам ландшафтоведения, охраны и классификации ландшафтов;

—стандарты группы ГОСТ 12.устанавливают ПДВ/ВСВ, ПДС/ВСС, лимиты использования природных ресурсов, размещение отходов, пределы допустимых уровней физического загрязнения и радиационного воздействия;

ГОСТы 17.1...регламентируют вопросы охраны гидросферы и водопользования;

ГОСТы 17.2...регламентируют охрану атмосферного воздуха, выбросы вредных веществ в атмосферу;

ГОСТы 17.4...включают вопросы охраны почв от загрязнения, уничтожения, воздействий, способствующих их деградации, методы повышения плодородия и др.

 

Важную роль в качестве источников экологического права играют нормативные акты, принятые специально уполномоченными государственными органами в области ООС в соответствующих сферах:

Cлужбами санэпиднадзора РФ – в области санитарной охраны окружающей природной среды. Это различные Санитарные Правила и Нормы (СанПиНы), Гигиенические Нормативы (ГН), например:

1. СанПиН 2. 1. 6. 575- 96 «Гигиенические требования к охране атмосферного воздуха населенных мест».

2. ГН 2. 1. 5. 558- 96 «ПДК и ОБУВ вредных веществ в воде водных объектов хозяйственно- питьевого и культурно- бытового назначения».

3. ГН 11. 546- 96 «Гигиенические нормативы содержания пестицидов в объектах окружающей среды» и др.

Министерством строительства России издаются нормативные акты в части выполнения экологических требований при проектировании строительства, проведении строительства различных объектов, например:

1. Строительные нормы и правила. СНиП III- 70- 75. «Благоустройство территорий».

2. СНиП 3. 01. 01- 85. «Организация строительного производства», которые содержат раздел «Охрана окружающей среды» и др.

Система природоохранных стандартов в РФ включает государственные, отраслевые стандарты и стандарты предприятий. Государственные стандарты по охране природы разрабатываются давно и выделены в отдельную систему стандартизации. Система государственных стандартов "Охрана природы" объединяет девять подсистем, каждая из которых представляет собой комплекс организационно- методических документов в области охраны того или иного компонента среды или природы в целом. Наиболее разработанными в настоящее время являются подсистемы "Гидросфера", "Атмосфера", "Земля". Всего в рамках данной системы создано более 40 государственных стандартов и других нормативно-технических документов.

Основные положения систем стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов, задачи и направления стандартизации, типовая структура, объекты и классификация системы стандартов утверждены в 1976 г. и содержатся в ГОСТ 17.0.0.01-76 "Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов. Основные положения".

Стандартизация в области охраны природы направлена на решение следующих задач:

· ограничение поступления в окружающую среду промышленных, транспортных, сельскохозяйственных и бытовых сточных вод и выбросов в целях снижения содержания загрязняющих веществ, в атмосфере, природных водах и почве до количества, не превышающих ПДК;

· рациональное использование и охрана водотоков, внутренних водоемов и морей, их водных и биологических ресурсов;

· упорядочение землеустроительных работ, охрана и рациональное использование земли, соблюдение оптимальных нормативов отвода земель для нужд строительства, промышленности и транспорта, сохранение и рациональное использование биологических ресурсов;

· обеспечение воспроизводства диких животных, поддержания в благоприятном состоянии среды их обитания;

· сохранение генофонда растительного и животного мира, в том числе редких и исчезающих видов;

· охрана природно-заповедных объектов;

· улучшение использования недр.

В составе программы природоохранной стандартизации выделены пять уровней: международный, региональный, государственный, отраслевой, предприятий и восемь объектов (блоков):

0 - основные положения;

1 - термины, определения, классификация;

2- показатели качества природных сред, параметры загрязняющих выбросов и сбросов, показатели интенсивности использования природных ресурсов;

3 - правила охраны природы и рационального использования природных ресурсов;

4 - методы определения параметра состояния природных объектов и интенсивности хозяйственных воздействий;

5 - требования к средствам контроля и измерений состояния окружающей среды;

6 - требования к устройствам, аппаратам и сооружениям по защите окружающей среды от загрязнений;

7 прочие стандарты (надзор за внедрением, эффекты от внедрения и т. д.).

В соответствии с этими положениями природоохранительные стандарты объединены в комплексы. В обозначение этих стандартов входит: номер системы по классификатору (17.); шифр комплекса; шифр группы; порядковый номер стандарта; год регистрации стандарта.

Например, ГОСТ 17.1.1.01-77 "Охрана природы. Гидросфера. Охрана и использование вод. Основные термины и определения" включает номер системы 17.; шифр комплекса "Гидросфера" 1; шифр группы (термины, определения, классификации) 1; порядковый номер стандарта- 01; год регистрации стандарта 77.

27. Принципы определения и проектирования санитарно-защитных и экозащитных зон. Проблемы и перспективы разработки экологических нормативов. Опыт экологического нормирования за рубежом.

Каждое предприятие имеет СЗЗ, размеры к/й устанавливаются в соответствии с Санитар. нормами проектирования промыш. пред-ий. Норматив ПДВ д.б ориентирован на выполнение условия не превышения ПДК ЗВ в приземном слое атмосферы на границе этой зоны. Если расчетные размеры СЗЗ превышают санитарные нормы, необходимо пересмотреть проектные решения и принять меры к уменьшению кол-ва выбросов вр. в-в в атмосферу, увеличить высоту их выброса и т.д.

Если после дополнительной проработки не выявлены технические возможности обеспечения размеров СЗЗ, то ширина зоны принимается в соответствии с результатами расчетов расстояния, на котором приземная концентрация вредного вещества не превышает установленных норм.

Основой планировочных мероприятий яв-ся выбор оптимального взаимного расположения предприятий и насел. пунктов. Последнее должно определяться средней годовой розой ветров. Предприятия-загрязнители необходимо располагать за чертой насел. пунктов и с подветренной стороны, чтобы выбросы уносились в сторону от жилых кварталов. При неровном рельефе местности промыш. объект следует строить на возвышенном месте, хорошо продуваемом ветрами. Площадка жилой застройки не д.б выше площадки предприятия, иначе преимущества высоких труб для рассеивания выбросов практически сводятся на нет.

Предприятия, выделяющие в ОС вр. и неприятно пахнущие в-ва, в соответствии с «Санитарной классификацией производств и иных объектов и сооружений» (1996 г.) необходимо отделять от жилой застройки СЗЗ. Последние охватывают терр. между границами промплощадки, складов открытого и закрытого хранения материалов и реагентов, предприятий сельского хозяйства (с учетом перспектив их развития) — с од. стороны, и селитебной застройки — с др. СЗЗ яв-ся частью санитарного разрыва. Он определяется как территория между источником выделения производственных вредностей (физических, химических, биологических) и границей, на к/й влияние этих веществ не превышает 5% от соответствующих гигиенических нормативов.

Размеры СЗЗ определяются мощностью предприятия, условиями осуществления технолог. процесса, характером и количеством выделяющихся в ОС веществ. При неблагоприятных аэрологических условиях рассеивания выбросов в атмосферу, при сосредоточении в одном районе ряда крупных предприятий-загрязнителей, при отсутствии или недостаточной эффективности очистных устройств ширина СЗЗ м.б увеличена до трех раз. Размеры СЗЗ м.б уменьшены при изменении или усовершенствовании технологии, при внедрении высокоэффективных очистных устройств.

Во всех случаях достаточность размеров СЗЗ, в т.ч и соответствие нормат. показателям, д. проверяться расчетом приземных концентраций. Если при этом выявлено, что санитарные нормы на границе зоны с жилым районом не обеспечиваются, разрабатываются дополнительные мероприятия, направленные на снижение приземных концентраций.

Помимо ветровой хар-ки района, при опред. границ и размеров СЗЗ необход. учитывать информацию о величине загрязнения почв.

Озеленение СЗЗ не производится с тех сторон предприятия, где жилая застройка отсутствует. Величина озеленения СЗЗ зависит от класса предприятий, к которым она относится, и составляет, %: для предприятий IV и V классов — не менее 60; II и III — не менее 50; I класса — не менее 40. Недостаточно продуманная система посадки зеленых насаждений может привести к отрицательному эффекту.

Ориентировочный размер СЗЗ определяется СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 на время проектирования и ввода в эксплуатацию объекта. в зависимости от класса опасности предприятия (всего пять классов опасности, с I по V).

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 классифицирует промышленные объекты и производства:

· промышленные объекты и производства первого класса I — 1000 м;

· промышленные объекты и производства второго класса II— 500 м;

· промышленные объекты и производства третьего класса III— 300 м;

· промышленные объекты и производства четвертого класса IV— 100 м;

· промышленные объекты и производства пятого класса V— 50 м.

В санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также других территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

Допускается размещать в границах санитарно-защитной зоны промышленного объекта или производства здания и сооружения для обслуживания работников указанного объекта и для обеспечения деятельности промышленного объекта (производства): нежилые помещения для дежурного аварийного персонала, помещения для пребывания работающих по вахтовому методу (не более двух недель), здания управления, конструкторские бюро, здания административного назначения, научно-исследовательские лабора­тории, поликлиники, спортив­но-оздоровительные сооружения закрытого типа, бани, прачечные, объекты торговли и общественного питания, мотели, гостиницы, гаражи, площадки и сооружения для хранения общественного и индивидуального транспорта, пожарные депо, местные и транзитные коммуникации, ЛЭП, электроподстанции, нефте- и газопроводы, артезианские скважины для технического водоснабжения, водоохлаждающие со­оружения для подготовки технической воды, канализационные на­сосные станции, сооружения оборотного водоснабжения, автозаправочные станции, станции технического обслуживания автомобилей.

Основы экологического проектирования. Порядок проведения оценки воздействия на окружающую среду. Структура тома «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» (ПМ ООС). Учет природных особенностей территорий и характера намечаемой деятельности при проведении инженерно-экологических изысканий и ОВОС.

 

Этапы проведения ОВОС:

  • Предварительная ОВОС (определение участников процесса ОВОС, хар-ка намечаемой деятельности, состояние ОС, возможные негативные нагрузки на ОС в связи с деятельностью, меры по уменьшению и предотвращению нагрузки на ОС)
  • Составление ТЗ на ОВОС (Кто заказчик, сроки проведения ОВОС, методы проведения ОВОС, план консультаций с общественностью, основные задачи при ОВОС, предполагаемый состав и содержание материалов по ОВОС)
  • Проведение ОВОС и подготовка материалов с результатами (характеристики намечаемой деятельности, анализ состояния ОС, выявление возможных воздействий, оценка воздействий, определение мероприятий по снижению воздействий, разработка экологического мониторинга и природоохранных мероприятий.
  • Подготовка окончательных материалов и документов по проведённой процедуре ОВОС.

Раздел «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» (ПМ ООС) в составе проектной документации разрабатывается в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г. №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

В разделе ПМ ООС рассматриваются вопросы экологической безопасности в связи с намечаемой хозяйственной деятельностью. Он сдержит проектные разработки по охране окружающей среды с элементами экологического нормирования (проектов ПДВ, НДС, ПНООЛР, СЗЗ), которые необходимо учитывать при проектировании, реализации и контроле намечаемой хозяйственной деятельности.

В состав раздела входят:

  • Результаты оценки воздействия объекта капитального строительства на окружающую среду (ОВОС).
  • Перечень мероприятий по предотвращению и (или) снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов на период строительства и эксплуатации объекта капитального строительства.
  • Перечень и расчет затрат на реализацию природоохранных мероприятий и компенсационных выплат.

Для написания раздела ПМ ООС необходимы:

  • материалы отчета инженерно-геодезических, инженерно-геологических; инженерно-экологических изысканий территории намечаемой хозяйственной деятельности;
  • материалы ОВОС намечаемой хозяйственной деятельности;
  • смежные разделы проектной документации объекта капитального строительства.

Структура тома:

1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОБЪЕКТА КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (ОВОС)

1.1. Краткая характеристика существующих природно-климатических и социально- экономических условий

1.2. Законодательные и административные требования к проектируемому объекту

1.3. Прогноз изменения состояния окружающей среды под воздействием

проектируемого объекта

2. Перечень мероприятий по охране окружающей среды

2.1. Мероприятия по охране и рациональному использованию земельных ресурсов и

почвенного покрова, в том числе мероприятия по рекультивации нарушенных или загрязненных земельных участков и почвенного покрова

2.2. Мероприятия по охране атмосферного воздуха

2.2.1. Мероприятия по охране атмосферного воздуха

2.2.2. Мероприятия по охране атмосферного воздуха от шума, вибрации и другого

физического воздействия

2.2.3. Санитарно-защитная зона

2.3. Мероприятия по охране водных ресурсов

2.3.1. Мероприятия по рациональному использованию водных ресурсов

2.3.2. Мероприятия по очистке сточных вод

2.3.3. Мероприятия по охране недр

2.4. Мероприятия по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов

2.5. Мероприятия по охране объектов растительного и животного мира и среды их обитания

2.6. Мероприятия по минимизации возникновения возможных аварийных ситуаций на объекте капитального строительства и последствий их воздействия на экосистему региона

3. программа производственного экологического контроля (мониторинга) за характером изменения всех компонентов экосистемы при строительстве и эксплуатации объекта, а также при авариях

4. ПЕРЕЧЕНЬ И РАСЧЕТ ЗАТРАТ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И КОМПЕНСАЦИОННЫХ ВЫПЛАТ

Графическая часть раздела (карты-схемы строительства, выбросов и т.д.)