Формы организации обучения. Функции систем форм организации обучения

Форма организации обучения – это

· способ реализации педагогического процесса, осуществляемого образовательными учреждениями (школами, колледжами, университетами др.) в системе формального образования, который имеет организованный и иерархически структурированный контекст и четко определенные временные границы;

· вариативная, и в то же время относительно устойчивая структура взаимодействия участников процесса обучения, характеризующаяся составом участников, временем, порядком, местом взаимодействия, оказывающая влияние на ход и результат учебного процесса;

· "ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения" (В.В.Краевский, А.В.Хуторской [2, С.250]).

В системе формального образования эффективная реализация образовательного процесса обеспечивается не отдельными формами организации обучения, а их продуманной, взаимосвязанной системой, которая выполняет следующие функции(В. А. Ситаров, [2]):


Рис. 10.1.Функции систем форм организации обучения

В педагогической литературе наряду с термином "форма организации обучения" также широко употребляется термин "форма обучения". В отличие от форм организации обучения, структурирующих жизненный цикл обучения в системе формального образования,форма обучения представляет собой способ реализации процесса обучения, осуществляемого индивидом в рамках неформального и информального образования (самообразование и самообучение).