Педагогические требования к уроку.

1.Четкость задач обучения, их нацеленность на конечный результат обучения. Поставленные цели – это предвосхищаемый результат деятельности, к которому надо придти. Их надо не только формулировать для себя как педагогическую задачу, но и ставить их перед детьми, как учебную задачу субъекта обучения. Особенно важно отметить необходимость соответствия целей требованиям: - конкретность(четкость формулировки), - реальность, - достижимость.

2. Обеспечить положительную мотивацию учения школьников, заинтересовать, увлечь уроком, предметом с помощью различных средств: творческая задача, проблемная ситуация, красочная наглядность, элементы игры, театрализации.

3. Оптимальный отбор содержания по степени сложности, по силам учеников, объему материала, связи с другими предметами.

4. Использование активных и интерактивных методов, активизирующих познавательную деятельность учеников, внимание, мышление, самостоятельность. Это касается формирования активной позиции ученика на уроке и в познавательной деятельности в целом, т.е. стимулирование самообразования. Решению этой задачи способствует диалог, беседа, коллективное обсуждение вопроса, дискуссия. На уроке главное, чтобы было активное изучение и усвоение материала, а не изложение, объяснение или рассказ учителя и пассивное слушание учеников. Знание должно быть результатом собственного труда учеников, при направляющей деятельности учителя. В то же время учитель должен учить, помочь разобраться, понять, отработать, а не вести урок по вузовской системе.

5. Создание благоприятного психологического климата учебного процесса, комфортной обстановки на уроке. Стиль отношений зависит от личности учителя – это очень существенный фактор. По данным исследований многих педагогов и психологов, существует прямая зависимость знаний учащихся от отношений с учителем. Создание хорошего эмоционального тонуса обеспечит встречный процесс со стороны учащихся, стимулирует их активность, желание познания, свободное мышление.

6. Преемственность и разнообразие типов уроков, место и цель каждого конкретного урока в общей системе. Каждый урок – это одно звено в общей, единой цепи уроков – самостоятельный, и в то же время тесно связанный с другими. На каждом уроке необходимо:

- четкое целеполагание (основная идея проходит через весь урок),

- продуманная драматургия урока (организованное начало урока, максимальное использование каждой минуты, оптимальный темп, кульминация, логическая завершенность),

- обеспечение подвижной структуры, без шаблонов.

7. Учет индивидуальных особенностей учащихся. Учебная работа в школе протекает коллективно, а каждый член коллектива имеет свои индивидуальные особенности. Если не будет успешной работы отдельных учащихся, не будет и успеха класса, следовательно, необходимо сочетать коллективную учебную работу с индивидуальной:

- дифференциация заданий по степени сложности (и в классе, и на домашнее задание),

- индивидуальное внимание каждому (контакт взглядом, обращение),

- индивидуальные замечания, исправления, похвала,

- комментарии оценок,

- индивидуальные вопросы (по пройденному материалу, и проблемные по-новому),

- подготовка индивидуальных сообщений учащимися.

Цели в таких видах работы разные: для слабых – активизировать их деятельность, повторить и закрепить пройденное, для сильных – расширение и углубление знаний.

8.Учет учебных возможностей, оптимальных для данного класса – отбор содержания, методов, видов работы. Необходимо четкое следование замыслу, плану урока и готовность гибко пересмотреть его ход при изменении учебной ситуации.

9.Системное выявление результатов обучения, соотнесение их с поставленными целями и задачами, выявление и устранение причин низкой эффективности обучения, педагогический самоанализ.

10.Требования к личности педагога: - общая эрудиция и знание своего предмета, - общая культура, - коммуникативные и дидактические способности, - владение педагогической техникой, культура речи и умение держать себя, - эмоциональность, артистичность, - профессиональное творчество и т.д.

Соблюдение этих требований поможет преодолеть недостатки учебного процесса, сделать его эффективным для учеников и приносящим профессиональное удовлетворение учителю.

Каждый урокдолжен иметь свою особенность,не повторяться по шаблону.Нетрадиционные, нестандартные уроки – это важный элемент процесса развития методики преподавания. Их можно использовать при решении различных дидактических задач. В основном, эти формы пришли их внеклассной воспитательной работы. Чаще всего они используются на повторении и обобщении тем.

· Уроки-соревнования (типа КВН, брейн-ринг). Формируются команды, жюри, болельщики (или без них), подбираются задания, которые требуют знаний по усвоенной теме, могут быть конкурсы для команд, для капитанов, для болельщиков, подсчитываются баллы, подводятся итоги, объявление победителей.

· Урок-путешествие: в другую страну, в другую эпоху, в гости к какой-либо личности (поэту, писателю, ученому и др.), в вымышленный город или страну (Полиглотия, Вычисляндия, Музыкания) и т. д. Основная задача – знакомство с какой-либо темой.

· Урок-фестиваль (съехались гости из разных стран или городов, времен). Это может быть обобщающий урок по теме. Продумать содержание фестиваля: о чем говорят, с чем выступают и т.д., как завершить и подвести итоги.

· Урок-лекция: ставится проблема, обозначается круг вопросов, подбирается материал, основное содержание, наглядность. Слушая лекцию, ученики составляют план, записывают наиболее важные положения, даты, имена, названия, выводы. Используется в основном на гуманитарных предметах, только в старших классах. Время школьной лекции 20-30 минут.

· Урок-семинар, урок-конференция. Даются вопросы-темы по основному материалу, распределяются между учениками, которые будут готовить сообщения. Можно назначить содокладчиков, оппонентов. Учитель дает список литературы, необходимый для подготовки, проводит консультации. На уроке идет заслушивание и обсуждение сообщений.

· Уроки творчества: работа по творческим группам, где у каждой свое задание и его представление, литературный салон и т.д.

· Урок-аукцион знаний (по пройденной теме, с четкими вопросами)

· Урок-сказка в младших классах (урок ведут литературные или сказочные персонажи: один объясняет, другой ведет физкультминутку, третий спрашивает – загадки, викторины, конкурсы, призы).

Важно на таких творческих уроках не забыть про основные цели и задачи урока.

Несмотря на обилие образовательных концепций и систем уже. 4 столетия классно-урочная система Я.А. Коменского остается преобладающей. Она является наиболее педагогически целесообразной, более адекватна природе процесса обучения и принята в нашей школе как основная. В то же время классно-урочная система имеет ряд как положительных, так и отрицательных сторон.

Положительные стороны:

- обеспечивает организационную четкость, упорядоченность учебного процесса, усвоение учебного материала происходит небольшими порциями на уроке последовательно и систематично, с чередованием различных видов деятельности;

- дает возможность учителю управлять учебной деятельностью учащихся. Познавательная деятельность должна быть управляемой, чтобы быть успешной. Урок позволяет организовать процесс движения от незнания к знанию;

- дает возможность обеспечить коллективность учебной работы. ученический коллектив – достоинство классно-урочной системы, что дает возможность каждому ощутить свою принадлежность к группе, учиться у других, сравнивать свои достижения с другими, имеет стимулирующее влияние;

- обеспечивает эмоционально-чувственное воздействие личности учителя на учащихся, воспитательное влияние на детей. «Только личность воспитывает личность, только характером можно воспитать характер» - говорил К.Д. Ушинский;

- дает возможность использовать все разнообразие методов и средств обучения.

Недостатки классно-урочной системы:

- одним из недостатков является уравнительный подход: равнение на некоего среднего ученика, от чего страдают две другие категории – слабые не успевают за общим движением класса и превращаются в отстающих, а сильные вынуждены топтаться на месте, не используют всех своих возможностей;

- затруднен индивидуальный подход к учащимся: на уроке при 2-3 десятках учеников это трудно. Методы работы рассчитаны в основном на коллектив, индивидуальных заданий мало, самостоятельная работа минимальная;

- конвейерный принцип обучения: по одинаковым программам, одинаковое количество лет обучаются дети с разными способностями. Это, конечно, обеспечивает равенство в образовании, но способности и наклонности не равны. Критики называют это массовым убийством талантов, но ничего не предлагают взамен;

- стандартность построения уроков, отсутствие гибкости: с 1 по 11 класс одинаковые по продолжительности, а иногда и по структуре уроки вызывают неудовлетворенность особенно у старшеклассников.

В последнее время многие недостатки исправляются за счет педагогического творчества учителей, разрабатываются новые формы, методы, технологии обучения, повышающие эффективность учебного процесса, разрабатывается более детально планирование урока с учетом развития и формирования компетенций учащихся.

Один из вариантов усовершенствования педагогического проектирования – технологическая карта урока. Термин «технологическая карта» пришел в педагогику из технических, точных производств. Технологическая карта– форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции, их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работника и т.п.

Технологическая карта урока– современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.

Технологическая карта отличается от традиционного конспекта прежде всего формой. В начале технологической карты дается традиционная «шапка», далее – в виде таблицы - основные элементы содержания. После таблицы уместно разместить дополнения - например, тест или задачи с решением, схемы и пр. Технологическая карта урока позволяет экономить время учителя на написание конспекта и больше времени уделять творческой составляющей педагогического труда.

Технологическая карта урока– обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Проект урока – это представленный учителем план проведения урока с возможной корректировкой (заложенной изначально вариативностью урока.)

Междисциплинарная связь в науке давно признана одним из средств ее прогресса, поэтому обращение педагогов к технологическому подходу в образовании не случайно. Интерес и внимание педагогов к конструированию технологических карт обусловлены в первую очередь возможностью отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным прежде всего для развивающего образования.

Исходя из определения «технологическая карта», можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока: 1 - в ней должен быть описан весь процесс деятельности; 2 - должны быть указаны операции, их составные части.

В технологической карте урока описана реализация специфики педагогической деятельности.Необходимость реализации в образовательном процессе системно-деятельностного и личностно ориентированного подходов требует от учителя не только детальной операционально-деятельностной структуризации урока, но и четкой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия его участников. Поэтому для того чтобы грамотно отразить в технологической карте урока специфику педагогической деятельности, необходимо обратиться к понятию деятельности.

Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование действительности. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности, и, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность.

В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность:

1 – тщательного планирования каждого этапа деятельности;

2 – максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;

3 – координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности.

Унифицированной, устоявшейся формы технологической карты урока пока не существует, но можно назвать основные тенденции в планировании учителями урочной деятельности:

- популярность планирования урочной деятельности в форме технологических карт достаточно высока;

- карты варьируются по количеству и перечню выделенных разделов в зависимости от степени детализации хода урока;

- разработчики технологических карт урока привносят в их структуру элементы, которые призваны отразить содержательные особенности преподаваемого ими предмета. В структуре карты можно выделить блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса:

- блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить);

- инструментальный (какими средствами достижимо);

- организационно-деятельностный (структуризация на действия и операции).