Модернизации (псевдоинновации)
Модернизации –продукты с низкой степенью новизны. Они направлены на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий. При этом они, как правило, тормозят технический прогресс.
· микроинновации (лишь в малой степени или в малой локальной части модифицирующие процесс или продукт),
· псевдоинновации (или преждевременные, или разрушающие, или просто "гальванизирующие труп", т.е. усовершенствующие отживший, умирающий процесс).
Пример: модель автомобиля «Жигули», модернизация кассетных магнитофонов, когда есть CD и прочие носители информации.
Модернизации характеризуют:
· реакция рынка известна заранее;
· наиболее распространены;
· рыночная тяга;
· оборонительная стратегия;
· низкий уровень риска;
· риск идентифицируемый;
· усилия и затраты сравнительно невелики;
· прогнозируемый успех, пропорциональный разумным затратам
Модернизации дают: удержание рынка под давлением конкуренции
В эпоху "внедрения" инноваций сопротивление среды на всех этапах обычно пропорционально масштабу инновации (чем кардинальнее она вмешивалась в отлаженную жизнь, тем сильнее было сопротивление ее вмешательству). Наиболее легко "внедряются" именно псевдоинновации, продлевающие агонию старых (но привычных) технологий. Это связано с чисто психологическими факторами, здоровым консерватизмом человека. Поэтому, максимальный потенциал коммерциализуемости чаще имеют не базисные, а улучшающие инновации.
Последняя четверть ХХ века характеризовалась волной почти одновременных базисных инноваций во всех сферах общественной жизни, характеризующих переход к постиндустриальной цивилизации:
· Меняется тип демографического развития, динамика и структура потребностей, принципы взаимоотношений человека с природой. Базисной инновацией здесь является перенос центра внимания с экономического роста на улучшение качества жизни, что сказывается и на изменении экологического сознания людей.
· Глобальный энергетический кризис семидесятых годов дал импульс для базисных технологических инноваций, через энергосбережение изменивших большинство отраслей промышленности.
· Радикальные экономические инновации привели к возрастанию роли деконцентрации и демонополизации производства, повышению удельного веса малых и средних предприятий, в которых в основном и зарождаются инновации. Одновременно с этим получают развитие и интеграционные тенденции, от ассоциаций малых предприятий до межгосударственных союзов типа ЕС.
· Социально-политическая сфера также переживает инновационный период - переход от двуполярного мира как в микромасштабе (капиталист - наемный рабочий), так и в макромасштабе (противостояние двух сверхдержав меняется на другое распределение международных сил). Обилие мелких партий и общественных движений отражает многополярность и в жизни общества многих стран.
· Инновации пронизывают и духовную сферу: плюрализм в образовании, почти во всех видах искусства, крушение идеалов социализма, возрождение мировых религий, замена доминанты "образа врага" на приоритет сотрудничества и взаимной терпимости.
Отличия постиндустриального технологического способа производства, т.е. направленности того вектора, по которому движется технологический мир:
· гуманизация технологии, освобождение человека от рутинных операций, приоритетность ориентации на улучшение качества жизни;
· ресурсосбережение и экологизация технологии, ориентация на предотвращение экологических катастроф;
· рост наукоемкости производства, приоритет высоких технологий;
· информатизация всех сторон производства на основе интерактивных систем и сетей;
· глобализация научно-технического прогресса;
· миниатюризация техники;
· определённая деурбанизация бизнеса.
В свете сказанного становится очевидным, что для трансфера и для коммерциализации в принципе пригодно почти любое методическое, аппаратурное, инструментальное, организационное или иное усовершенствование, соответствующее обозначенному выше вектору и родившееся в процессе личной или коллективной работы.
СПРАВОЧНО
Существует несколько подходов к классификации инноваций (рисунок 1, таблица 1).
Таблица 1. Классификация инновационных процессов и нововведений
Базовые признаки объектов классификации | Группирование по установленным признакам | |
Содержание новаций, инновационных процессов | Технические, технологические, экономические, управленческие, организационные | |
Степень новизны | Абсолютная, относительная, условная, частная | |
Варианты организации | Внутрикорпоративные, программные, конкурсные | |
Потенциал новаций | Радикальные, комбинированные, модифицированные | |
Особенности инновационных процессов | Внутриорганизационные, межорганизационные, различающиеся по длительности этапов | |
Уровень разработки и распространения нововведений | Государственные, республиканские, региональные, отраслевые, корпоративные | |
Сферы разработки и распространения нововведений | Промышленные, финансовые, торговопосреднические, научно-педагогические, правовые | |
Особенности характера нововведений | Простой продукт, модификация сложного продукта предыдущего технологического уклада, инновационный продукт, услуги |
Признак классификации | Вид нововведения |
По степени радикальности (новизны, инновационному потенциалу, оригинальности технического решения и т.п.) | Радикальные (пионерные, базовые, научные и т.п.), ординарные (изобретения, новые технические решения), усовершенствование (модернизация) |
По характеру применения • продуктовые • технологические • социальные | · Ориентированные на производство и использование новых продуктов · Нацеленные на создание и применение новой технологии · Ориентирование на построение и функционирование новых структур |
• комплексные • рыночные | · Представляющие единство нескольких видов изменений |
· Позволяющие реализовать потребности в продуктах, услугах на новых рынках | |
По стимулу появления (источнику) | · Нововведения, вызванные развитием науки и техники, потребностями рынка |
По роли в воспроизводственном процессе | Потребительские и инвестиционные |
По масштабу (комплексности) | Сложные (синтетические) и простые |
По адресату | Доя производителя и потребителя, для общества в целом, для локального рынка |
По сферам применения различают несколько видов инноваций:
· технические появляются в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;
· технологические возникают при применении более совершенных способов изготовления продукции;
· организационно-управленческие связаны с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;
· информационные решают задачи рациональной организации информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;
· социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.
Следует обратить внимание и на "пространственный" масштаб инновации, по этому признаку инновации можно расклассифицировать на:
· глобальные (воздействующие на определенную сферу деятельности сразу в нескольких странах с сильно различающимися укладами),
· национальные (имеющие существенное значение только в данном национальном укладе),
· региональные (не выходящие за пределы конкретного региона в связи с его специфическими природными или иными свойствами),
· локальные (нацеленные на определенную группу потребителей, обособленную территориально или по иным признакам),
· точечные или персональные (адресованные конкретному лицу или конкретной организации и не интересные никому другому).