Модернизации (псевдоинновации)

Модернизации –продукты с низкой степенью новизны. Они направлены на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий. При этом они, как правило, тормозят технический прогресс.

· микроинновации (лишь в малой степени или в малой локальной части модифицирующие процесс или продукт),

· псевдоинновации (или преждевременные, или разрушающие, или просто "гальванизирующие труп", т.е. усовершенствующие отживший, умирающий процесс).

Пример: модель автомобиля «Жигули», модернизация кассетных магнитофонов, когда есть CD и прочие носители информации.

Модернизации характеризуют:

· реакция рынка известна заранее;

· наиболее распространены;

· рыночная тяга;

· оборонительная стратегия;

· низкий уровень риска;

· риск идентифицируемый;

· усилия и затраты сравнительно невелики;

· прогнозируемый успех, пропорциональный разумным затратам

Модернизации дают: удержание рынка под давлением конкуренции

 

В эпоху "внедрения" инноваций сопротивление среды на всех этапах обычно пропорционально масштабу инновации (чем кардинальнее она вмешивалась в отлаженную жизнь, тем сильнее было сопротивление ее вмешательству). Наиболее легко "внедряются" именно псевдоинновации, продлевающие агонию старых (но привычных) технологий. Это связано с чисто психологическими факторами, здоровым консерватизмом человека. Поэтому, максимальный потенциал коммерциализуемости чаще имеют не базисные, а улучшающие инновации.

Последняя четверть ХХ века характеризовалась волной почти одновременных базисных инноваций во всех сферах общественной жизни, характеризующих переход к постиндустриальной цивилизации:

· Меняется тип демографического развития, динамика и структура потребностей, принципы взаимоотношений человека с природой. Базисной инновацией здесь является перенос центра внимания с экономического роста на улучшение качества жизни, что сказывается и на изменении экологического сознания людей.

· Глобальный энергетический кризис семидесятых годов дал импульс для базисных технологических инноваций, через энергосбережение изменивших большинство отраслей промышленности.

· Радикальные экономические инновации привели к возрастанию роли деконцентрации и демонополизации производства, повышению удельного веса малых и средних предприятий, в которых в основном и зарождаются инновации. Одновременно с этим получают развитие и интеграционные тенденции, от ассоциаций малых предприятий до межгосударственных союзов типа ЕС.

· Социально-политическая сфера также переживает инновационный период - переход от двуполярного мира как в микромасштабе (капиталист - наемный рабочий), так и в макромасштабе (противостояние двух сверхдержав меняется на другое распределение международных сил). Обилие мелких партий и общественных движений отражает многополярность и в жизни общества многих стран.

· Инновации пронизывают и духовную сферу: плюрализм в образовании, почти во всех видах искусства, крушение идеалов социализма, возрождение мировых религий, замена доминанты "образа врага" на приоритет сотрудничества и взаимной терпимости.

Отличия постиндустриального технологического способа производства, т.е. направленности того вектора, по которому движется технологический мир:

· гуманизация технологии, освобождение человека от рутинных операций, приоритетность ориентации на улучшение качества жизни;

· ресурсосбережение и экологизация технологии, ориентация на предотвращение экологических катастроф;

· рост наукоемкости производства, приоритет высоких технологий;

· информатизация всех сторон производства на основе интерактивных систем и сетей;

· глобализация научно-технического прогресса;

· миниатюризация техники;

· определённая деурбанизация бизнеса.

В свете сказанного становится очевидным, что для трансфера и для коммерциализации в принципе пригодно почти любое методическое, аппаратурное, инструментальное, организационное или иное усовершенствование, соответствующее обозначенному выше вектору и родившееся в процессе личной или коллективной работы.


СПРАВОЧНО

Существует несколько подходов к классификации инноваций (рисунок 1, таблица 1).

Таблица 1. Классификация инновационных процессов и нововведений

  Базовые признаки объектов классификации Группирование по установленным признакам
Содержание новаций, инновационных процессов Технические, технологические, экономические, управленческие, организационные
Степень новизны Абсолютная, относительная, условная, частная
Варианты организации Внутрикорпоративные, программные, конкурсные
Потенциал новаций Радикальные, комбинированные, модифицированные
Особенности инновационных процессов Внутриорганизационные, межорганизационные, различающиеся по длительности этапов
Уровень разработки и распространения нововведений Государственные, республиканские, региональные, отраслевые, корпоративные
Сферы разработки и распространения нововведений Промышленные, финансовые, торговопосреднические, научно-педагогические, правовые
Особенности характера нововведений Простой продукт, модификация сложного продукта предыдущего технологического уклада, инновационный продукт, услуги

 

Признак классификации Вид нововведения
По степени радикальности (новизны, инновационному потенциалу, оригинальности технического решения и т.п.) Радикальные (пионерные, базовые, научные и т.п.), ординарные (изобретения, новые технические решения), усовершенствование (модернизация)
По характеру применения • продуктовые • технологические • социальные · Ориентированные на производство и использование новых продуктов · Нацеленные на создание и применение новой технологии · Ориентирование на построение и функционирование новых структур
• комплексные • рыночные · Представляющие единство нескольких видов изменений
· Позволяющие реализовать потребности в продуктах, услугах на новых рынках
По стимулу появления (источнику) · Нововведения, вызванные развитием науки и техники, потребностями рынка
По роли в воспроизводственном процессе Потребительские и инвестиционные
По масштабу (комплексности) Сложные (синтетические) и простые
По адресату Доя производителя и потребителя, для общества в целом, для локального рынка

 

По сферам применения различают несколько видов инноваций:

· технические появляются в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;

· технологические возникают при применении более совершенных способов изготовления продукции;

· организационно-управленческие связаны с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;

· информационные решают задачи рациональной организации информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;

· социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.

Следует обратить внимание и на "пространственный" масштаб инновации, по этому признаку инновации можно расклассифицировать на:

· глобальные (воздействующие на определенную сферу деятельности сразу в нескольких странах с сильно различающимися укладами),

· национальные (имеющие существенное значение только в данном национальном укладе),

· региональные (не выходящие за пределы конкретного региона в связи с его специфическими природными или иными свойствами),

· локальные (нацеленные на определенную группу потребителей, обособленную территориально или по иным признакам),

· точечные или персональные (адресованные конкретному лицу или конкретной организации и не интересные никому другому).