Анализ документов как метод сбора социологической информации

Методы сбора социологических данных, с помощью которых организуется процесс получения научной информации:

§ анализ документов;

§ социологическое наблюдение;

§ опрос(анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос);

§ социальный эксперимент;

§ некоторые социально психологические методики (групповые тесты).

Метод анализа документов представляет собой систематическое изучение документов, направленное на получение информации, значимой для целей исследования.Документомв конкретном социологическом исследованииназывают специально созданный автором(коммуникатором) материальный или виртуальный (компьютерные файлы)предмет, предназначенный для фиксации, передачи и хранения информации. Не являются документами предметы, которые не предназначены специально для передачи информации. Документальной в социологии называютлюбую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на компьютере и любом ином носителе информации.

Документы одновременно содержат в себе два рода информации:

§ информацию о фактах, событиях, результатах деятельности;

§ авторскую позицию, оценку этих фактов, которая представлена в содержании документа, а также в его структуре, стиле, средствах выражения.

Основное назначение метода -извлечь содержащуюся в документе информациюоб изучаемом объекте,зафиксировать ее в виде признаков (категорий анализа), определить ее надежность, достоверность, значимость для целей исследования, выработать с ее помощью объективные и субъективно-оценочные характеристики и показатели исследуемого процесса. Эти задачи, решаемые в процессе анализа документов, одновременно дают представление об этапах его применения.

Существуют определенныеправила работы с документами, которые должен знать социолог:

§ следует отделить факты от оценок в документе;

§ необходимо проверить достоверность источника и информации из него;

§ следует проверять выводы, полученные из информации, собранной методом анализа документов с помощью использования нескольких источников документальной информации, либо применяя другие методы сбора социологических данных.